Клиническая и кадровая эффективность внедрения гигиенистов стоматологических в школьную стоматологию Новосибирска
Т.И. Чебакова, к.м.н., ассистент кафедры стоматологии детского возраста; главный врач
Подробнее
Достаточно
Описание
Резюме. Автором в статье изложены комплекс лечебно-профилактических мероприятий и принципы организации крупных школьных стоматологических участков с привлечением гигиенистов стоматологических с целью оптимизации оказания стоматологической помощи в организованных детских коллективах и повышения стоматологического здоровья школьников.
Ключевые слова: кариес, нуждаемость в лечении, плановая санация, школьный стоматологический участок, гигиенист стоматологический
Школьная стоматология в России претерпевала различные периоды развития при решении вопросов оказания стоматологической помощи детям.
Стоматологическую помощь детское население г. Новосибирска получает в детских стоматологических поликлиниках, в детских отделениях стоматологических поликлиник, в стоматологических кабинетах общесоматических лечебных учреждений.
Одним из необходимых условий эффективной стоматологической помощи является динамичное наблюдение детей продолжительное время у одного врача, что максимально достигается в стационарных стоматологических кабинетах в организованных детских коллективах. Присутствие стоматолога, особенно в школе, имеет ряд преимуществ: постоянное длительное наблюдение за детьми; доступность и охват стоматологической помощью; возможность работы с родителями и педагогами.
В настоящее время особо актуальны вопросы профилактики стоматологических заболеваний и этот раздел работы опять же максимально решается через ресурсы и возможности школьных стоматологических кабинетов.
В Новосибирске при длительной работе стоматолога в школьных стоматологических кабинетах через плановое лечение, диспансеризацию учащихся и проведения мероприятий по первичной профилактике кариеса отмечается: снижение нуждаемости в лечении; увеличение сроков ремиссии после лечения; изменения соотношения компонентов КПУ в сторону запломбированных зубов; уменьшение количества зубов, пораженных кариесом; снижение интенсивности поражения зубов.
Плановое лечение, диспансеризация, проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, гигиеническое воспитание школьников привели к уменьшению лечебной работы в школах Новосибирска, и при нуждаемости в лечении мене 49% в структуре видов деятельности школьной стоматологии около 50% приходится на профилактическую работу.
Для проведения мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области «Детская городская клиническая стоматологическая поликлиника» с 2003 г. стали привлекаться гигиенисты стоматологические.
Снижение нуждаемости школьников в лечении, увеличение объема профилактических мероприятий и наличие гигиенистов-стоматологов в 2004 г. позволили в ГБУЗ НСО «ДГКСП» организовать крупный стоматологический участок, включающий 6 школ с количеством чуть более 3000 учащихся (табл. 1).
Была создана бригада из врача-стоматолога детского и 2 гигиенистов стоматологических, разработан план действий и взаимодействий этих специалистов.
Через пять лет была проанализирована работа стоматологического участка No 1 (табл. 2).
Длительное время на поприще школьной стоматологии работали зубные врачи. В настоящее время стоматологи не изъявляют большого желания работать в детской стоматологии. Учитывая, что в школьной стоматологии в 100% случаев работают женщины, которые довольно длительное время отдают рождению и воспитанию собственных детей — кадровый дефицит очевиден. Очевидно, что в создавшейся ситуации необходимы новые пути и иные решения проблемы при работе с организованными детскими коллективами для снижения уровня стоматологических заболеваний, что абсолютно возможно с привлечением специалистов стоматологического профиля среднего звена — гигиенистов стоматологических.
Для более рационального использования квалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием врачей-стоматологов, после анализа работы ранее организованного участка, изучения стоматологического статуса учащихся других школ и наличия кадрового потенциала в 2009— 2010 учебном году были организованы 2 участка и созданы еще 2 бригады, в состав которых вошли врач-стоматолог и гигиенист стоматологический (табл. 3 и 4).
Имея не снижающиеся показатели лечебно-профилактической работы на участках и, более того, положительную динамику, в 2011—2012 гг. было создано еще 3 участка с количеством детей на участке около 2000 человек.
Для организации работы крупного стоматологического участка с привлечением нескольких специалистов появилась необходимость более рационального планирования работ всех членов бригады для выполнения поставленных задач. Для изучения и анализа стоматологической заболеваемости школьников в динамике, для оценки результатов лечения в рамках плановой санации и проведения комплекса профилактических мероприятий, а также для оптимизации планирования и рационального распределения кадровых ресурсов использовали программу «Школьная стоматология», разработанную ГБУЗ НСО «Детская городская клиниче- ская стоматологическая поликлиника» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2013616562 от 10.07.2013 г.)
В настоящее время в ГБУЗ НСО «ДГКСП» организовано 6 стоматологических участков с общим количеством учащихся 15 380 человек, т.е. у каждого детского стоматолога и у каждого гигиениста стоматологического под наблюдением в среднем по 2563 ребенка.
За период 2013—2014 учебный год был проведен анализ работы всех стоматологических участков в динамике (табл. 5).
В настоящее время в ГБУЗ НСО «ДГКСП» из 57378 школьников плановой санацией охвачено 49 429 детей, что составляет 86,1%, которые обучаются в 61 школе и сгруппированы в 21 участок. Среднее количество на участке — 2353 школьника.
По результатам работы школьных стоматологических участков можно отметить:
1. Клиническую эффективность:
• уменьшение количества нуждающихся в санации;
• увеличение количества ранее санированных детей;
• увеличение количества детей, имеющих здоровые зубы;
• снижение интенсивности поражения зубов;
• снижение трудозатрат на одну санацию школьника.
2. Кадровая эффективность:
• высвобождение детских стоматологов через укрупнение школьных стоматологических участков;
• привлечение высвободившихся специалистов на другие участки, обеспечив их занятость и увеличивание охвата детей лечением в рамках плановой санации.
Выводы
Работа крупных школьных стоматологических участков показала клиническую стабильность при анализе заболеваемости учащихся школ и возможность увеличения охвата детей лечением в рамках плановой санации без увеличения количества врачебного персонала (в штатном расписании) за счет распределения видов деятельности с привлечением специалистов - гигиенистов стоматологических.
Ключевые слова: кариес, нуждаемость в лечении, плановая санация, школьный стоматологический участок, гигиенист стоматологический
Школьная стоматология в России претерпевала различные периоды развития при решении вопросов оказания стоматологической помощи детям.
Стоматологическую помощь детское население г. Новосибирска получает в детских стоматологических поликлиниках, в детских отделениях стоматологических поликлиник, в стоматологических кабинетах общесоматических лечебных учреждений.
Одним из необходимых условий эффективной стоматологической помощи является динамичное наблюдение детей продолжительное время у одного врача, что максимально достигается в стационарных стоматологических кабинетах в организованных детских коллективах. Присутствие стоматолога, особенно в школе, имеет ряд преимуществ: постоянное длительное наблюдение за детьми; доступность и охват стоматологической помощью; возможность работы с родителями и педагогами.
В настоящее время особо актуальны вопросы профилактики стоматологических заболеваний и этот раздел работы опять же максимально решается через ресурсы и возможности школьных стоматологических кабинетов.
В Новосибирске при длительной работе стоматолога в школьных стоматологических кабинетах через плановое лечение, диспансеризацию учащихся и проведения мероприятий по первичной профилактике кариеса отмечается: снижение нуждаемости в лечении; увеличение сроков ремиссии после лечения; изменения соотношения компонентов КПУ в сторону запломбированных зубов; уменьшение количества зубов, пораженных кариесом; снижение интенсивности поражения зубов.
Плановое лечение, диспансеризация, проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, гигиеническое воспитание школьников привели к уменьшению лечебной работы в школах Новосибирска, и при нуждаемости в лечении мене 49% в структуре видов деятельности школьной стоматологии около 50% приходится на профилактическую работу.
Для проведения мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области «Детская городская клиническая стоматологическая поликлиника» с 2003 г. стали привлекаться гигиенисты стоматологические.
Снижение нуждаемости школьников в лечении, увеличение объема профилактических мероприятий и наличие гигиенистов-стоматологов в 2004 г. позволили в ГБУЗ НСО «ДГКСП» организовать крупный стоматологический участок, включающий 6 школ с количеством чуть более 3000 учащихся (табл. 1).
Была создана бригада из врача-стоматолога детского и 2 гигиенистов стоматологических, разработан план действий и взаимодействий этих специалистов.
Через пять лет была проанализирована работа стоматологического участка No 1 (табл. 2).
Длительное время на поприще школьной стоматологии работали зубные врачи. В настоящее время стоматологи не изъявляют большого желания работать в детской стоматологии. Учитывая, что в школьной стоматологии в 100% случаев работают женщины, которые довольно длительное время отдают рождению и воспитанию собственных детей — кадровый дефицит очевиден. Очевидно, что в создавшейся ситуации необходимы новые пути и иные решения проблемы при работе с организованными детскими коллективами для снижения уровня стоматологических заболеваний, что абсолютно возможно с привлечением специалистов стоматологического профиля среднего звена — гигиенистов стоматологических.
Для более рационального использования квалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием врачей-стоматологов, после анализа работы ранее организованного участка, изучения стоматологического статуса учащихся других школ и наличия кадрового потенциала в 2009— 2010 учебном году были организованы 2 участка и созданы еще 2 бригады, в состав которых вошли врач-стоматолог и гигиенист стоматологический (табл. 3 и 4).
Имея не снижающиеся показатели лечебно-профилактической работы на участках и, более того, положительную динамику, в 2011—2012 гг. было создано еще 3 участка с количеством детей на участке около 2000 человек.
Для организации работы крупного стоматологического участка с привлечением нескольких специалистов появилась необходимость более рационального планирования работ всех членов бригады для выполнения поставленных задач. Для изучения и анализа стоматологической заболеваемости школьников в динамике, для оценки результатов лечения в рамках плановой санации и проведения комплекса профилактических мероприятий, а также для оптимизации планирования и рационального распределения кадровых ресурсов использовали программу «Школьная стоматология», разработанную ГБУЗ НСО «Детская городская клиниче- ская стоматологическая поликлиника» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2013616562 от 10.07.2013 г.)
В настоящее время в ГБУЗ НСО «ДГКСП» организовано 6 стоматологических участков с общим количеством учащихся 15 380 человек, т.е. у каждого детского стоматолога и у каждого гигиениста стоматологического под наблюдением в среднем по 2563 ребенка.
За период 2013—2014 учебный год был проведен анализ работы всех стоматологических участков в динамике (табл. 5).
В настоящее время в ГБУЗ НСО «ДГКСП» из 57378 школьников плановой санацией охвачено 49 429 детей, что составляет 86,1%, которые обучаются в 61 школе и сгруппированы в 21 участок. Среднее количество на участке — 2353 школьника.
По результатам работы школьных стоматологических участков можно отметить:
1. Клиническую эффективность:
• уменьшение количества нуждающихся в санации;
• увеличение количества ранее санированных детей;
• увеличение количества детей, имеющих здоровые зубы;
• снижение интенсивности поражения зубов;
• снижение трудозатрат на одну санацию школьника.
2. Кадровая эффективность:
• высвобождение детских стоматологов через укрупнение школьных стоматологических участков;
• привлечение высвободившихся специалистов на другие участки, обеспечив их занятость и увеличивание охвата детей лечением в рамках плановой санации.
Выводы
Работа крупных школьных стоматологических участков показала клиническую стабильность при анализе заболеваемости учащихся школ и возможность увеличения охвата детей лечением в рамках плановой санации без увеличения количества врачебного персонала (в штатном расписании) за счет распределения видов деятельности с привлечением специалистов - гигиенистов стоматологических.
Таблица 1. Показатели лечебно-профилактической работы в школах при организации стоматологического участка No 1 за 2004—2005 учебный год
Показатель | Школа No 160 | Школа No 171 | Школа No 175 | Школа No 70 | Школа No 27 | Школа No 40 | Всего |
Количество детей на участке | 617 | 339 | 483 | 1018 | 750 | 431 | 3638 |
Доля нуждающихся в санации, % | 30,20 | 41,60 | 56,60 | 57,90 | 54,80 | 34,60 | 47,80 |
Доля санированных, % | 100 | 83,90 | 70,40 | 74 | 100 | 78,20 | 82,20 |
Доля ранее санированных, % | 55,40 | 43,60 | 30,40 | 33,90 | 32,70 | 50,40 | 39,90 |
Доля детей со здоровыми зубами, % | 14,40 | 14,80 | 13 | 8,20 | 12,50 | 15 | 12,30 |
Охват плановой санации по Коллегову, % | 85,20 | 82,60 | 75,40 | 63,90 | 70,80 | 82,10 | 76 |
КПУ в постоянных зубах, % | 2,53±0,39 К=14,2 П=85,8 У=0 |
2,03±0,58 К=20 П=79,9 У=0,1 |
2,53±0,51 К=19,2 П=80 У=0,8 |
3,03±0,29 К=29,7 П=69,3 У=0,03 |
2,67±0,34 К=25 П=75 У=0 |
1,7±0,38 К=23 П=76,5 У=0,5 |
3,09±0,08 К=18,8 П=81,2 У=0 |
Таблица 2. Показатели лечебно-профилактической работы в школах участка No 1 через 5 лет за 2007—2008 учебный год
Показатель | Школа No 160 | Школа No 171 | Школа No 175 | Школа No 70 | Школа No 27 | Школа No 40 | Всего |
Количество детей на участке | 544 | 298 | 440 | 949 | 728 | 438 | 3397 |
Доля нуждающихся в санации, % | 30,40 | 39,50 | 48,50 | 54,10 | 33,50 | 46,70 | 42,60 |
Доля ранее санированных, % | 54,80 | 42,50 | 39,50 | 36,30 | 53,30 | 39,10 | 44,40 |
Доля детей со здоровыми зубами, % | 14,80 | 18 | 12 | 9,60 | 13,20 | 14,20 | 13,10 |
Интенсивность кариеса (КПУ) постоянных зубов | 2,5±0,39 | 2,2±0,63 | 2,54±0,51 | 2,86±0,28 | 2,4±0,32 | 2,58±0,57 | 2,56±0,07 |
Таблица 3. Показатели лечебно-профилактической работы школьного стоматологического участка No 2 за 2009—2010 учебный год
Показатель | Школа No 65 | Школа No 134 | Школа No 182 | Всего |
Количество детей на участке | 755 | 543 | 499 | 1797 |
Доля нуждающихся в санации, % | 45,08 | 45,27 | 50,53 | 46,7 |
Доля санированных, % | 87,62 | 90,67 | 94,17 | 90,54 |
Доля ранее санированных, % | 40,38 | 40,85 | 32,84 | 38,35 |
Доля детей со здоровыми зубами, % | 14,54 | 13,88 | 16,63 | 14,94 |
Охват плановой санации по Коллегову, % | 85,17 | 87,66 | 92,38 | 87,92 |
КПУ в постоянных зубах, % | КПУ=1,86 К=34,9 П=64,5 У=0,6 |
КПУ=1,68 К=26,2 П=72,6 У=1,2 |
КПУ=2,0 К=39 П=61 У=0 |
КПУ=1,85 К=33,5 П=65,4 У=1,1 |
Таблица 4. Анализ лечебно-профилактической работы школьного стоматологического участка No 3 за 2009—2010 учебный год
Показатель | Школа No 136 | Школа No 170 | Школа No 176 | Всего |
Количество детей на участке | 916 | 424 | 543 | 1883 |
Доля нуждающихся в санации, % | 43,43 | 30,21 | 40,38 | 40,59 |
Доля санированных, % | 89,23 | 66,2 | 75 | 82,32 |
Доля ранее санированных, % | 39,76 | 51,91 | 43,24 | 42,58 |
Доля детей со здоровыми зубами, % | 16,82 | 17,87 | 16,38 | 16,83 |
Охват плановой санации по Коллегову, % | 93,45 | 49,76 | 86,92 | 81,73 |
КПУ в постоянных зубах, % | КПУ=2,1 К=20,5 П=79,5 У=0,0 |
КПУ=3,89 К=26,74 П=72,75 У=0,51 |
КПУ=2,48 К=41,93 П=57,66 У=0,41 |
КПУ=2,47 К=28,74 П=71,25 У=0,01 |
Таблица 5. Показатели лечебно-профилактической работы на школьных стоматологических участках за 2013—2014 учебный год
Школьный стоматологический участок | Участок No 1 | Участок No 2 | Участок No 3 | Участок No 4 | Участок No 5 | Участок No 6 |
Количество детей на участке | 3557 | 2292 | 2309 | 2427 | 2567 | 2228 |
Доля нуждающихся в санации, % | 32,37 | 37,93 | 30,15 | 41,91 | 38,55 | 34,4 |
Доля санированных, % | 89,54 | 69,91 | 73,17 | 91,78 | 97,08 | 86,94 |
Доля ранее санированных, % | 51,17 | 43,26 | 50,05 | 42,15 | 40,85 | 40,59 |
Доля детей со здоровыми зубами, % | 16,46 | 18,8 | 19,8 | 15,94 | 20,6 | 25,01 |
Охват плановой санации по Коллегову, % | 75,43 | 71,12 | 84,63 | 80,88 | 78,73 | 85,86 |
КПУ в постоянных зубах, % | КПУ=2,25 К=18,2 П=80,9 У=0,9 |
КПУ=1,77 К=31,1 П=68,9 У=0 |
КПУ=2,42 К=24 П=76 У=0 |
КПУ=1,79 К=33 П=66,5 У= 0,5 |
КПУ=2,08 К=17,0 П=83 У=0 |
КПУ=1,37 К=24,8 П=74,5 У= 0,7 |
Характеристики
Автор книги
|
Чебакова Т.И. |
Год выпуска
|
2015 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой