Версия для слабовидящих
Регистрация
Отложенные 0
Корзина пуста 0
Войти
Заказать звонок
Стоматологический колледж №1
+7 (495) 118-28-81
Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
Telegram Whatsapp
Программы обучения
Врачам-стоматологам
Гигиенистам стоматологическим
Медицинским сестрам
Аккредитация
Библиотека
Блог
Сведения о колледже
Ещё
    +7 (495) 118-28-81
    Whatsapp
    Telegram
    director@dentalcollege.ru
    dentalcollege.ru
    Отложенные 0 Корзина 0
    • Программы обучения
    • Врачам-стоматологам
    • Гигиенистам стоматологическим
    • Медицинским сестрам
    • Аккредитация
    • Библиотека
    • Блог
    • Сведения о колледже
      • Назад
      • Сведения о колледже
      • О колледже
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Стипендии и меры поддержки обучающихся
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
      • Контакты и реквизиты
    • Telegram Whatsapp
    • +7 (495) 118-28-81
    Контактная информация
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    director@dentalcollege.ru
    • Вконтакте
    • Корзина0
    • Отложенные0
    Главная
    -
    Библиотека
    -
    Статьи
    ПатентыПриказы, Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендацииГазеты и журналыДиссертации, авторефератыКниги, Учебные пособия
    -Роль гигиениста стоматологического в комплексном лечении детей с расщелинами губы и/или неба
    Поделиться

    Роль гигиениста стоматологического в комплексном лечении детей с расщелинами губы и/или неба

    • Роль гигиениста стоматологического в комплексном лечении детей с расщелинами губы и/или неба
    Пролистать
    • Роль гигиениста стоматологического в комплексном лечении детей с расщелинами губы и/или неба
    Пролистать
    Р.Р. Шакирова, к.м.н., доцент; Е.В. Николаева, и.о. ассистента; Т.В. Бибик, аспирант; Л.В. Погудина, клинический ординатор
    Подробнее
    Достаточно
    • Описание
    • Характеристики
    • Задать вопрос
    Описание
    В структуре врожденных пороков развития врожденная расщелина верхней губы и неба (РГН) является одним из наиболее распространенных и занимает одно из первых мест по тяжести анатомических и функциональных нарушений [1]. Республиканские и межрайонные центры должны включать следующих специалистов: челюстно-лицевой хирург, ортодонт, стоматолог, логопед, оториноларинголог, психоневролог, педиатр, генетик, методист по лечебной гимнастике. Деятельность всех специалистов должна быть четко согла-сована [3, 4]. Обеспечение эффективности реформ, проводимых в отрасли здравоохранения, направленных на повышение качества медицинской помощи, делает необходимым проведение оценки использования кадровых ресурсов и их соответствия потребностям охраны здоровья населения. Средний медицинский персонал, составляющий значительную часть медицинских кадров, оказывает непосредственное влияние на качество лечебно-профилактической помощи и гармонично дополняющие друг друга процессы, составляющие две самостоятельные профессии [2].
    Дети с РГН относятся к III диспансерной группе и должны осматриваться стоматологом-терапевтом 3—4 раза в год, в то время как в группе наблюдения только 23,6% детей регулярно посещают стоматолога-терапевта. Охват плановой санации составил в данной группе 17,0%, показатель санированных — 23,0% от нуждающихся.
    Существующая картина наглядно свидетельствует о низком уровне стоматологической помощи и, в частности, проведения профилактических мероприятий.
    Анализ стоматологической документации детей до 3 лет показал, что в 31,7±3,2% случаев стоматологи-терапевты не проводят весь комплекс диагностических мероприятий и практически не проводятся профилактические мероприятия. Отсутствует алгоритм действий стоматолога-терапевта детского.
    Целью настоящей работы явилась разработка системы мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности стоматологической помощи детям с РГН на основе хронометражных исследований деятельности стоматолога детского и врача‑ортодонта. В задачи исследования входило изучение структуры затрат рабочего времени стоматолога детского и ортодонта.
    Кроме того, было предусмотрено изучение роли гигиениста стоматологического в профилактической деятельности.

    Материал и методы

    Для достижения поставленной цели применена комплексная методика изучения труда стоматолога детского и ортодонта, включавшая методы непосредственного замера времени — фотохронометраж. В процессе исследования была проведена экспертиза всех видов деятельности, включая затраты времени, качество и полноценность выполнения отдельных элементов труда. Фотохронометражные замеры, а также определение объема исследования проводились в соответствии с методическими рекомендациями НИИ гигиены труда по изучению затрат рабочего времени. Для определения структуры рабочего времени с учетом выполнения конкретных функций детского стоматолога было проведено наблюдение за деятельностью 6 детских стоматологов, ортодонтов и медицинских сестер, работающих в детской стоматологической поликлинике, в течение 2 рабо- чих недель. Согласно рекомендациям НИИ гигиены труда все затраты рабочего времени подразделяются на производительное и непроизводительное время. В производительное время входит: основная деятельность, вспомогательная деятельность, работа с документацией, служебные разговоры, хозяйственная деятельность, прочая деятельность. В непроизводительное время входит: лично необходимое время; незагруженное время.

    Результаты и обсуждение

    При изучении структуры рабочего времени стоматолога детского на основе хронометражных исследований выявлено, что у детского стоматолога-терапевта производительная часть рабочего времени составила 79,2%. В смену один стоматолог-терапевт обслуживает на приеме в среднем 11,2 пациента. По результатам исследования средние затраты времени врача на посещение пациента составляют 34,8 мин, при этом на первичное посещение — 39,4, на повторное — 29,2 мин (табл. 1).

    У медицинских сестер, работающих со стоматологами-терапевтами, производительная часть рабочего времени составляла 82,1%, в том числе:

    • основная деятельность — 17,1%; 

    • вспомогательная — 29,2%;

    • работа с документацией — 9,7%; 

    • служебные разговоры — 8,0%; 

    • хозяйственная деятельность — 5,8%; 

    • прочая деятельность — 12,3%.

    На долю личного и не загруженного времени у них приходилось соответственно 10,8 и 7,1%.

    Одной из задач проводимого исследования являлось также изучение объемов нерационально затрачиваемого рабочего времени, которое можно рассматривать как резерв для осуществления таких функций, как повышение личной квалификации и проведение профилактической деятельности. По нашим данным, нерациональные трудозатраты в общем объеме рабочего времени составили у стоматологов детских 9,2%. К нерациональным трудозатратам, кроме незагруженного времени, на долю которого приходилось 6,5% от всех трудозатрат, были также отнесены элементы и виды деятельности, которые не являются функциональными обязанностями, но выполняются ими в силу ряда причин. То же можно сказать и о медицинских сестрах, работающих с детскими стоматологами-терапевтами. Дети с РГН относятся к III диспан- серной группе и должны осматриваться стоматологом-терапевтом 3—4 раза в год, в то время как в группе наблюдения только 23,% детей регулярно посещали стоматолога-терапевта (при нуждаемости в лечении — 73,0%). Охват плановой санации составил в данной группе 17,0%, показатель санированых— 23,0% от нуждающихся.

    При первичном осмотре на терапевтическом приеме были следующие результаты. При соотношении осложненного кариеса молочных зубов к неосложненному — 1:0,7 (в группе сравнения 1:1,8) и соотношении осложненного кариеса постоянных зубов к неосложненному — 1:4,7 (в группе сравнения 1:5), при учете первичного обследования высчитано число условных единиц трудоемкости (УЕТ) на одного ребенка в среднем. Экстраполировав эти данные на количество детей с РГН в соответствующих возрастных группах, полу-чили итоговый показатель 6316,5 УЕТ, необходимый для санации этих детей, что на 1588,8 УЕТ больше, чем в группе сравнения (4727,7 УЕТ). Следовательно, для лечения детей с РГН потребуется 253 рабочих дня, что на 46 рабочих дней больше, чем в группе сравнения. При анализе проводимого лечения молочных зубов итоговый показатель составил 2008,5 УЕТ. Для выполнения такого объема мероприятий необходимо 396 посещений, что составляет 80,3 смены врача-стоматолога-терапевта.

    По результатам исследований рабочего времени врач-ортодонт в смену обслуживает на приеме в среднем до 13,4 пациента (табл. 2). А из видов ортодонтических аппаратов чаще всего назначались аппараты механического действия в 86,3%, в 3,1% — функционального действия. Преобладали съемные одночелюстные аппараты — 84,9%. Следовательно, ортодонтическое лечение было направлено в основном на устранение только морфологических нарушений.

    При расчете трудозатрат ортодонта на этапах раннего ортодонтического лечения были получены следующие результаты. На предоперационную подготовку одного ребенка с РГН требуется 197 УЕТ, что соответствует 7,9 рабочей смены. На одного ребенка с РГН первый месяц — 48,5 УЕТ (первичный пациент с учетом сданного аппарата), каждый последующий этап — 57 УЕТ. Исходя из того, что ортодонт фактически принимает в смену 13,4 пациента, из них 0,9 — первичных, получаем, что при работе с детьми с РГН ортодонт в смену может принять в 2,9 раза меньше детей.

    В структуре лечебно-профилактической деятельности врачей обоих специальностей наибольшие затраты времени связаны с проведением лечебных мероприятий. Подобное соотношение работ свидетельствует об отсутствии профилактической направленности в работе.

    Для проведения полноценных профилактических мероприятий на этапах раннего ортодонтического лечения наряду со стоматологом-хирургом и ортодонтом в состав бригады врачей, занимающихся с детьми с момента рождения, был введен стоматолог-терапевт детский. При анализе работы стоматолога-терапевта и изучении структуры рабочего времени было выявлено преобладание в структуре основной деятельности профилактической работы (табл. 3).

    При сравнительном подсчете затрат труда с учетом профилактических мероприятий согласно предложенному алгоритму ведения детей с РГН в среднем на одного ребенка необходимо вы- работать 85—90 УЕТ на трехгодичный курс или 30 УЕТ в год. Экстраполировав эти данные на количество пролеченных детей, получаем 780 УЕТ в год или 31,2 смены врача-стоматолога-терапевта, в 2,6 раза меньше, чем на разовое лечение.

    Одной из основных задач исследования было изучение объемов нерационально затрачиваемого рабочего времени. Анализ работы стоматолога- терапевта детского на этапах раннего лечения показал, что 90,6% деятельности стоматолога-терапевта и 22,0% врача-ортодонта может выполнять специально обученный средний медицинский персонал. Для повышения эффективности функционирования стоматологической помощи детям с РГН в УР необходимо введение в систему реабилитации стоматологического гигиениста. Это позволит повысить уровень профилактической работы с такими детьми, снизить трудоемкость санации на приеме у стоматолога детского, повысить уровень стоматологической помощи детям с РГН в Удмуртской Республике.

    Таким образом, проведенные фотохронометражные исследования позволили установить структуру профессиональной деятельности стоматолога детского и медсестры стоматологического кабинета, выявить временные ресурсы для сокращения объема нерационального рабочего времени, что позволит перераспределить его долю на осуществление профилактической деятельности и повышение личной квалификации.



    Таблица 1. Структура трудозатрат детского стоматолога-терапевта

    Вид и элемент деятельности   Время, мин  Время, %
     I. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе: 6092,2 51,5 
        1. Обследование стоматологического статуса первичного больного,
    включая сбор анамнеза и чтение рентгенограмм
    857,9 7,3
        2. Лечебные мероприятия:   4100,6  35,0
            Препарирование, подготовка полости, наложение пломбы, полировка при поверхностном и среднем кариесе  1025,4 8,8 
            Мероприятия по поводу лечения пульпита ампутационным методом (2—3 посещения)  1401,4  12,0
            Мероприятия по поводу лечения пульпита 1-корневого зуба 389,3  3,3 
            Мероприятия по поводу лечения пульпита 2-корневого зуба  510,0  4,4
            Мероприятия по поводу лечения пульпита 3-корневого зуба  672,0  5,7
            Мероприятия по поводу лечения периодонтита  211,5  1,8
        3. Осуществление профилактической работы  1071,4 9,2 
     II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1105,2 9,4
       1. Работа с документацией  2647,9   22,6
       2. Служебные разговоры  1017,9  8,7
    Свободное время   900,0  7,7
     Всего общих трудозатрат  11700,9  100,0

    Таблица 2. Структура трудозатрат врача-ортодонта

     Вид и элемент деятельности Время, мин   Время, %
     I. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе:  5550,4  47,4
         1. Обследование ортодонтического статуса первичного больного, сбор анамнеза, слепки, модели, рентгенограммы  1131,3  9,7
          2. Лечебные мероприятия  3700,9  31,6
         3. Осуществление профилактической работы  723,1 6,2 
     II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 995,0  8,5
         1. РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ   2724,8 23,3
         2. СЛУЖЕБНЫЕ РАЗГОВОРЫ 1530,4   13,1
     Свободное время  900,6  7,7
     Всего общих трудозатрат 11700,6   100,0

    Таблица 3. Структура трудозатрат детского стоматолога-терапевта на этапах раннего лечения детей с РГН

    Вид и элемент деятельности   Время, мин  Время, %
     I. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе:  5334,1 45,6 
        1. Обследование стоматологического статуса первичного больного, включая сбор анамнеза 918,8  7,9
        2. Лечебные мероприятия 1100,6  9,4 
       3. Осуществление профилактической работы   3314,7  28,3
     II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе:  1100,2  9,4 
        1. Работа с документацией  2948,2  25,2
        2. Служебные разговоры 1417,9   12,1
    Свободное время   900,0 7,7
     Всего общих трудозатрат  11700,4  100,0

     

    Характеристики
    Автор книги
    Шакирова Р.Р., Николаева Е.В., Бибик Т.В., Погудина Л.В.
    Год выпуска
    2010
    Задать вопрос
    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

    Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

    Задать вопрос

    Новости
    Все новости
    15 мая 2025
    Первичная аккредитация гигиениста стоматологического. Старт приёма документов
    25 марта 2025
    Образовательное кредитование: пособие для студентов СПО
    20 октября 2023
    Кредит на образование с господдержкой
    Колледж
    О колледже
    Преподаватели
    Информация об оплате
    Новости
    Блог
    Контакты и реквизиты
    Политика обработки персональных данных
    Договор оказания услуг
    Студентам
    Платформа для обучения
    Каталог программ обучения
    Врачам-стоматологам
    Гигиенистам-стоматологическим
    Медицинским сестрам
    Библиотека
    Мы в соц.сетях
    Наши контакты
    +7 (495) 118-28-81
    Telegram Whatsapp
    director@dentalcollege.ru
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    ОЧУ СПО «Стоматологический колледж №1»
    Версия для слабовидящих
    1998-2025 © Стоматологический колледж №1 (лицензия на образовательную деятельность №035402 от 29.08.2014)