АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРОЦЕССУ ЧИСТКИ ЗУБОВ ПОСЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗУБНЫХ ЩЕТОК
Нет в наличии
Описание
РЕЗЮМЕ. Позитивное отношение ребенка к процессу чистки зубов является одним из ключевых факторов. Это необходимо, чтобы уход за полостью рта в детском возрасте был качественным и регулярным. Проведен анализ изменения отношения детей в возрасте от 6 до 12 лет к процессу чистки зубов после использования мануальной и электрической зубных щеток. Исследование проводилось в течение года. Не отмечено негативного воздействия электрических звуковых щеток на твердые ткани зубов и ткани пародонта у детей. Выявлено улучшение отношения к процессу гигиены полости рта в группе детей, использующих электрическую зубную щетку. На фоне применения электрической щетки, а также проведения регулярных уроков гигиены улучшается гигиеническое состояние ротовой полости. Это способствует снижению риска возникновения кариеса. В группе детей, использующих в течение года электрическую зубную щетку, прирост кариеса был менее выражен, чем в группе, в которой чистили зубы мануальной щеткой.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ, ГИГИЕНА, КАРИЕС.
Введение
Кариес считается одной из самых распространенных проблем детской стоматологии [4, 8, 9]. Общеизвестно, что ведущим фактором риска его развития является низкий уровень гигиены полости рта [6, 10, 12]. Именно поэтому очень важно, чтобы она была качественной и регулярной, особенно в детском возрасте.
Основным средством ухода за полостью рта в домашних условиях является зубная щетка. Многими исследованиями доказано, что электрические щетки более эффективно удаляют налет, чем мануальные [1, 3, 13]. В последнее время все чаще появляются разработанные специально для детей электрические устройства для чистки зубов, которые учитывают не только физиологические, но и психологические особенности развития ребенка. Отличительной чертой современных детских электрических зубных щеток является их яркий дизайн. Они привлекают внимание ребенка, повышают его интерес к процессу чистки зубов и, следовательно, способствует улучшению качества ежедневной гигиены полости рта [2]. Поэтому выбор индивидуальных средств гигиены ротовой полости — один из важнейших аспектов профилактики кариеса в детском возрасте [6].
Для оценки эффективности проведенных профилактических мероприятий в последние годы все чаще используется система оценки состояния твердых тканей зубов ICDAS II. Данный метод, в отличие от наиболее распространенного в нашей стране индекса КПУ, позволяет зарегистрировать состояние не только каждого зуба, но и каждой его поверхности. С помощью этой системы оценивается топография и степень развития очага кариозного поражения, а также учитывается наличие герметика и состояние имеющихся в полости рта пломб. Еще одним преимуществом ICDAS II является возможность зарегистрировать начальные формы кариеса, что позволяет своевременно остановить их прогрессирование [5, 7, 11].
Цель, материалы и методы исследования
Цель исследования — изучить характер изменения отношения детей к процессу чистки зубов после использования мануальной и электрической зубных щеток.
В исследовании принимали участие 50 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Все участники исследования были разделены на две группы. В первой (группа исследования) дети чистили зубы в течение года электрической звуковой зубной щеткой CS Medica CS-562 Junior. В группе сравнения участникам на протяжении года было предложено применять для ежедневной гигиены полости рта мануальную щетку.
Критерии включения в клиническое исследование: наличие добровольного информированного согласия родителей; дети I, II, III группы здоровья; возраст — от 6 до 12 лет (сменный прикус); отсутствие патологических элементов на слизистой оболочке полости рта.
Критерии невключения в клиническое исследование: IV и V группы здоровья; дети младше 6 лет и старше12 лет; заболевания слизистой оболочки полости рта.
Критерий исключения: несоблюдение требований протокола исследования.
С родителями заключалось информированное добровольное согласие на участие их детей в данном исследовании. Всем участникам было рекомендовано чистить зубы два раза в день с использованием фторидсодержащей зубной пасты.
Предполагалось пять посещений детского врачастоматолога: до начала исследования, через 2 недели, через месяц, через 6 месяцев и через год. Каждое посещение включало в себя осмотр, проведение контролируемой чистки зубов и краткий урок гигиены полости рта. Нами изучались изменения следующих клинических параметров: с помощью индекса OHI-S определялись разовое очищающее действие зубных щеток и динамика изменения гигиенического состояния ротовой полости. Для оценки изменения состояния тканей пародонта использовался индекс РМА. Регистрация состояния твердых зубных тканей проводилась с помощью системы ICDAS II. Всем участникам предлагалось ответить в анкете на вопросы не только об их отношении к процессу чистки зубов, но и о кратности и частоте проведения гигиены полости рта, а также об удобстве использования новой зубной щетки.
Исследование выполнено в отделении детской стоматологии Клинического центра челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии клиники на 184 койки ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и ГОСТ Р 52379–2005 «Надлежащая клиническая практика».
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь оценивалась безопасность применения электрической и мануальной зубных щеток. Для этого нами учитывалось значение индекса РМА до начала исследования и через месяц.
В группе детей, использующих мануальную зубную щетку, медиана значений до начала исследования была равна 0,15 (ИКР — 0,0–0,17). Это соответствует легкой степени воспаления десны. Через месяц медиана значений индекса РМА в данной группе снизилась до 0,13 (ИКР — 0,0–0,15). Это изменение имело статистическую значимость (p ≤ 0,05).
У детей, использующих электрическую зубную щетку, медиана значений до начала исследования и через месяц была равна 0. Статистически значимых изменений индекса РМА в данной группе обнаружено не было.
Анализируя полученные результаты, можно сделать заключение о том, что мануальная и электрическая (CS Medica CS-562 Junior) зубные щетки не оказывают травмирующего действия на ткани пародонта. После проведенного урока гигиены полости рта и контролируемой чистки зубов отмечено снижение проявлений воспалительного процесса в тканях десны у детей, принимающих участие в исследовании.
Для определения очищающего эффекта зубных щеток выяснялось значение индекса OHI-S до начала исследования и сразу после чистки зубов.
В группе сравнения медиана значений индекса OHI-S до начала исследования была равна 1,2 (ИКР — 0,4–2,0). Это соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. Сразу после чистки зубов мануальной щеткой медиана значений была равна 0,5 (ИКР — 0,25–1,0). Этот показатель свидетельствует о хорошем уровне гигиены полости рта. Данное изменение индекса гигиены было статистически значимо (p ≤ 0,001). Очищающий эффект мануальной зубной щетки составил 58,33 %.
В группе исследования медиана значений индекса гигиены OHI-S в начале исследования составила 1,2 (ИКР — 0,75–2,1). Это соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. После чистки зубов электрической щеткой медиана значений индекса OHI-S была равна 0,3 (ИКР — 0,1– 0,5). Это свидетельствует о хорошем уровне гигиены полости рта. Данное изменение имело статистическую значимость (p ≤ 0,001). Очищающий эффект электрической звуковой зубной щетки CS Medica CS-562 Junior равен 75 % (рис. 1).

Для оценки гигиенического состояния полости рта в динамике у участников повторно определялся индекс OHI-S через 2 недели, через месяц, через 6 месяцев и через год.
В группе, в которой использовали мануальную зубную щетку, через две недели после начала исследования не было отмечено статистически значимых изменений гигиенического индекса. Через месяц медиана значений индекса гигиены была равна 1,0 (ИКР — 0,25–1,5) (р = 0,001). Это говорит об улучшении гигиены полости рта детей в данной группе на 16,67 %. К концу исследования показатели индекса гигиены стали возвращаться к первоначальным значениям. Через 6 месяцев медиана значений индекса OHI-S была равна 1 (ИКР — 0,3– 1,7) (р = 0,55), через год — 1,2 (ИКР — 0,3–2,1) (р = 0,113). Редукция изучаемого параметра через год после начала исследования составила 0 % от исходного значения.
В группе детей, использующих электрическую зубную щетку, были отмечены схожие тенденции. Через 2 недели медиана значений индекса гигиены была равна 0,7 (ИКР — 0,3–1,1). Данное снижение значения индекса имело статистическую значимость (p ≤ 0,001) и составило 41,67 %. Этот показатель оставался без изменений на протяжении 6 месяцев исследования. Однако через год отмечено ухудшение гигиенического состояния полости рта. Медиана значений индекса гигиены была равна 0,8 (ИКР — 0,2– 1,1) (p ≤ 0,001). Редукция изучаемого параметра через год после начала исследования составила 33,33 % от исходного значения.
Динамика изменения значений индексов гигиены в группах исследования представлена на рис. 2.

При сравнении значений индекса гигиены OHI-S у детей (в зависимости от вида используемой зубной щетки) различия показателей на всех этапах исследования были статистически значимыми. Это говорит о более выраженном очищающем эффекте и положительном влиянии электрической щетки CS Medica CS-562 Junior на уровень гигиены полости рта в детском возрасте (табл. 1).

Таким образом, после проведения уроков гигиены и контролируемой чистки зубов во всех группах исследования отмечалось улучшение гигиенического состояния полости рта, сохраняющееся на протяжении 6 месяцев. Более выраженное улучшение значений индекса гигиены наблюдалось в группе, в которой участники использовали электрические зубные щетки CS Medica CS-562 Junior. К концу исследования значения индекса гигиены у детей, участвующих в исследовании, стали увеличиваться. Однако стоит отметить, что снижение уровня гигиены полости рта через год после начала исследования было более выражено в группе, в которой применялись мануальные щетки.
Для изучения изменения отношения детей к процессу чистки зубов в ходе использования различных зубных щеток всем участникам исследования предлагалось заполнить анкеты до его начала, через месяц и через год после его начала.
Анализ данных анкетирования дал следующие результаты: в группе детей, пользующихся мануальной щеткой, в начале исследования на вопрос «Ты чистишь зубы каждый день?» положительно ответили 84 % участников. Через месяц количество положительных ответов на этот вопрос было равно 88 %. Данный показатель сохранился и через год. В группе детей, использующих электрические щетки, в начале исследования 80 % участников чистили зубы каждый день. Через месяц данный показатель увеличился до 96 %. Через год 92 % детей ответили на этот вопрос положительно (рис. 3).
Перед началом исследования в группе сравнения 64 % детей чистили зубы дважды в день. Через месяц этот показатель увеличился до 88 %. Однако через год количество детей, которые чистят зубы два раза в день, вернулось к исходным значениям и было равно 64 %.
В группе исследования при первичном анкетировании на вопрос «Сколько раз в день ты чистишь зубы?» 68 % участников ответили, что делают это два раза в день. Через месяц и через год после начала исследования количество подобных ответов было равно 80 % (рис. 4).

Анализ ответов на вопрос «Нравится ли тебе чистить зубы?» показал, что в группе, в которой используют мануальные щетки, 56 % детей нравилось чистить зубы. Через месяц количество положительных ответов на данный вопрос составило 76 %, а через год — 56 %.
В группе детей, в которой используют электрические зубные щетки, положительно ответили 60 % детей в начале исследования, 92 % через месяц и 72 % через год (рис 5.). В группе сравнения 76 % детей на протяжении всего исследования отвечали, что им нравится, как выглядит их новая зубная щетка. 88 % отметили, что хотели бы получить такую щетку. Через год использования мануальной щетки 92 % ответили, что им удобно держать ее в руке и чистить ей зубы. 88 % отметили, что новая зубная щетка нравится им больше, чем старая.

В группе детей, которые на протяжении года чистили зубы электрической щеткой CS Medica CS-562 Junior, 92 % участников ответили, что довольны тем, как выглядит новая щетка. 100 % сказали, что хотели бы получить себе подобную. Через месяц использования зубной щетки 96 % детей отметили ее удобство. Через год после начала исследования 100 % ответили, что им удобно чистить зубы данной щеткой. 92 % участников через месяц использования зубной щетки отметили, что им удобно держать ее в руке и что новая щетка нравится им больше, чем старая. Через год 100 % дали положительный ответ на эти вопросы.
Таким образом, полученные данные показали, что использование в течение года электрической щетки CS Medica CS-562 Junior благодаря яркому дизайну и удобству применения способствует улучшению отношения детей к чистке зубов.
Позитивное отношение ребенка к этому процессу приводит к улучшению гигиенического состояния полости рта, что способствует снижению скорости развития кариеса. Для оценки изменения состояния твердых тканей зубов и регистрации начальных форм кариеса в ходе исследования нами использовалась система ICDAS II. Осмотры проводились три раза: перед началом исследования, через 6 месяцев и через год.
В группе детей, исп ользующих мануальные щетки, медиана значений индекса ICDAS II постоянных зубов до начала исследования была равна 1 (ИКР — 0,0–3,5). Через 6 месяцев она увеличилась в два раза (Ме = 2 (ИКР — 0,0–3,5)). Через год медиана индекса ICDAS II постоянных зубов достигла значения 5 (ИКР — 2,0–6,5). Данные изменения были статистически значимыми (p = 0,000).
В группе исследования отмечено снижение медианы значений индекса ICDAS II постоянных зубов. До начала исследования этот показатель был равен 3 (ИКР — 0,5–4,0), через 6 месяцев — 2 (ИКР — 1,0–4,0), а через год — 2 (ИКР — 0,5–4,0). Однако данные изменения были статистически незначимыми (p = 0,882).
При сравнении значений индекса ICDAS II постоянных зубов у детей (в зависимости от вида щетки) различия показателей стали статистически значимыми через год использования щеток (табл. 2).

При анализе изменений значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов в группах исследования отмечены схожие тенденции.
Медиана значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов в группе детей, использующих мануальные щетки, до начала исследования была равна 2 (ИКР — 0,0–5,0). Через 6 месяцев данный показатель составлял 3 (ИКР — 0,0–5,5) Через год — 5 (ИКР — 2,0–7,0). Изменения значений в данной группе были статистически значимыми (р = 0,000).
У детей, использующих электрическую щетку, было отмечено незначительное улучшение значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов.
До начала исследования медиана значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов была равна 3 (ИКР — 0,5–4,5). Через 6 месяцев данное значение снизилось до 2 (ИКР — 1,0–4,0). Через год этот показатель был равен 2,0 (ИКР — 0,5–4,5). Однако данные изменения были статистически незначимыми (р = 0,895). При сравнительном анализе различия показателей в группе исследования и группе сравнения имели статистическую значимость через год после начала исследования (табл. 3).

Таким образом, при анализе изменения значений индекса ICADS II постоянных зубов и поверхностей у детей, использующих мануальную щетку, отмечалось увеличение значения данного индекса в течение года. В группе, в которой чистили зубы электрической щеткой, выявлено незначительное улучшение значений индекса ICDAS II постоянных зубов и поверхностей. Полученные результаты говорят о том, что использование электрической щетки CS Medica CS-562 Junior в течение года способствует снижению прироста кариеса постоянных зубов.
Выводы
1. При ежедневном использовании детьми электрической звуковой щетки CS Medica CS-562 Junior не было выявлено травмирующего действия на твердые ткани зубов и ткани пародонта.
2. Электрическая щетка CS Medica CS-562 Junior обладает более выраженным очищающим эффектом в сравнении с мануальной.
3. После проведения уроков гигиены и контролируемой чистки зубов в группе детей, использующих в течение года электрические щетки, отмечалось улучшение гигиенического состояния полости рта.
4. Применение электрической щетки CS Medica CS-562 Junior способствует улучшению отношения детей к процессу чистки зубов.
5. В группе детей, использующих мануальную щетку, через год после начала исследования отмечено увеличение значения индекса ICDAS II. Это говорит о некотором приросте кариеса. Тогда как в группе детей, использующих электрическую щетку, наблюдалось незначительное снижение этого показателя.
6. Полученные результаты, представленные в данном исследовании, позволяют рекомендовать применение электрических звуковых зубных щеток CS Medica CS-562 Junior в детском возрасте.
Литература/References
1. Абдусаламова Б.Ф. Клинико-лабораторная оценка эффективности различных зубных щеток. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. 2010: 24 с. [Abdusalamova B.F. Clinical and laboratory evaluation of the effectiveness of various toothbrushes. Abstract of Ph.D. thesis in Medical Science. 2010: 24p. (In Russ.)].
2. Адмакин О.И., Скатова Е.А. Использование элементов АРТ-терапии в оценке эффективности стоматологических профилактических программ у детей. Стоматология детского возраста и профилактика 2014; 2 (49): 43–46. [Admakin O.I., Skatova E.A. The use of elements of ART therapy in assessing the effectiveness of dental prophylactic programs in children. Pediatric Dentistry and Prevention 2014; 2(49): 43–46.(In Russ.)].
3. Винниченко Ю.А., Крикотина Д.В. Изучение эффективности мануальных и электрических зубных щеток у детей дошкольного и школьного возраста. Стоматология детского возраста и профилактика 2016; 1: 67–71. [Vinnichenko Ju.A., Krikotina D.V. Study of the effectiveness of manual and electric toothbrushes in preschool and school-aged children. Pediatric Dentistry and Prevention 2016; 1: 67–71. (In Russ.)].
4. Леонтьев В.К., Кисельникова Л.П. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 952 с. [Leontiev V.K., Kiselnikova L.P. Children therapeutic dentistry. National leadership. 2nd ed., Rev. and add. M.: GEOTAR-Media, 2017. 952 p. (In Russ.)].
5. Кузьмина Э.М., Урзов С.А. Диагностика активности начальных кариозных поражений эмали методами витального окрашивания и ICDAS. Dental Forum 2016; 2: 8–11. [Kuzmina E.M., Urzov S.A. Diagnostics of the activity of initial carious lesions of the enamel by vital staining and ICDAS. Dental Forum 2016; 2: 8–11. (In Russ.)].
6. Кузьмина Э.М., Янушевич О.О. Профилактическая стоматология: Учебник. М.: Практическая медицина, 2017. 544 с. [Kuzmina E.M., Yanushevich O.O. Preventive dentistry: Textbook. M.: Practical Medicine, 2017.544 p. (In Russ.)].
7. Пастбин М.Ю., Горбатова М.А. Современные системы оценки и регистрации кариеса зубов. Обзор литературы. Экология человека 2013; 9: 49–55. [Pastbin M.Yu., Gorbatova M.A. Modern systems for the assessment and registration of dental caries. Literature review. Human Ecology 2013; 9: 49–55. (In Russ.)].
8. Самохина В.И. Эпидемиологические аспекты стоматологического здоровья детей 6–12 лет, проживающих в крупном административно-хозяйственном центре Западной Сибири. Стоматология детского возраста и профилактика 2014; 1: 10–13. [Samokhina V.I. Epidemiological aspects of dental health in children aged 6–12 years living in a large administrative and economic center of Western Siberia. Pediatric Dentistry and Prevention 2014; 1: 10–13. (In Russ.)].
9. Кузьмина Э.М., Янушевич О.О., Кузьмина И.Н. Стоматологическая заболеваемость населения России. Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения России. М.: МГМСУ, 2019: 302 с. [Kuzmina E.M., Yanushevich O.O., Kuzmina I.N. Dental morbidity in the population of Russia. Epidemiological dental examination of the population of Russia. M.: MGMSU, 2019: 302 p. (In Russ.)].
10. Шевцова Ю.В. Роль оценки факторов риска развития раннего детского кариеса в планирование лечебно-профилактических мероприятий. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2014; 4 (4): 349–352. [Shevtsova Yu.V. The role of assessing risk factors for the development of early childhood caries in the planning of treatment and preventive measures. Medical Online Conference Bulletin 2014; 4 (4): 349-352. (In Russ.)].
11. Dikmen B. Icdas II criteria (international caries detection and assessment system). J. Istanb. Univ. Fac. Dent. 2015; 49 (3): 63–72.
12. Arweiler N.B., Netuschil L. The Oral Microbiota. Adv. Exp. Med. Biol. 2016; 902: 45–60.
13. Nagy P., Kövér K., Gera I., Horváth A. Evaluation of the effi cacy of powered and manual toothbrushes in preventing oral diseases (Systematic review with meta-analysis). Fogorv. Sz. 2016; 109 (1): 3–22.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ, ГИГИЕНА, КАРИЕС.
Введение
Кариес считается одной из самых распространенных проблем детской стоматологии [4, 8, 9]. Общеизвестно, что ведущим фактором риска его развития является низкий уровень гигиены полости рта [6, 10, 12]. Именно поэтому очень важно, чтобы она была качественной и регулярной, особенно в детском возрасте.
Основным средством ухода за полостью рта в домашних условиях является зубная щетка. Многими исследованиями доказано, что электрические щетки более эффективно удаляют налет, чем мануальные [1, 3, 13]. В последнее время все чаще появляются разработанные специально для детей электрические устройства для чистки зубов, которые учитывают не только физиологические, но и психологические особенности развития ребенка. Отличительной чертой современных детских электрических зубных щеток является их яркий дизайн. Они привлекают внимание ребенка, повышают его интерес к процессу чистки зубов и, следовательно, способствует улучшению качества ежедневной гигиены полости рта [2]. Поэтому выбор индивидуальных средств гигиены ротовой полости — один из важнейших аспектов профилактики кариеса в детском возрасте [6].
Для оценки эффективности проведенных профилактических мероприятий в последние годы все чаще используется система оценки состояния твердых тканей зубов ICDAS II. Данный метод, в отличие от наиболее распространенного в нашей стране индекса КПУ, позволяет зарегистрировать состояние не только каждого зуба, но и каждой его поверхности. С помощью этой системы оценивается топография и степень развития очага кариозного поражения, а также учитывается наличие герметика и состояние имеющихся в полости рта пломб. Еще одним преимуществом ICDAS II является возможность зарегистрировать начальные формы кариеса, что позволяет своевременно остановить их прогрессирование [5, 7, 11].
Цель, материалы и методы исследования
Цель исследования — изучить характер изменения отношения детей к процессу чистки зубов после использования мануальной и электрической зубных щеток.
В исследовании принимали участие 50 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Все участники исследования были разделены на две группы. В первой (группа исследования) дети чистили зубы в течение года электрической звуковой зубной щеткой CS Medica CS-562 Junior. В группе сравнения участникам на протяжении года было предложено применять для ежедневной гигиены полости рта мануальную щетку.
Критерии включения в клиническое исследование: наличие добровольного информированного согласия родителей; дети I, II, III группы здоровья; возраст — от 6 до 12 лет (сменный прикус); отсутствие патологических элементов на слизистой оболочке полости рта.
Критерии невключения в клиническое исследование: IV и V группы здоровья; дети младше 6 лет и старше12 лет; заболевания слизистой оболочки полости рта.
Критерий исключения: несоблюдение требований протокола исследования.
С родителями заключалось информированное добровольное согласие на участие их детей в данном исследовании. Всем участникам было рекомендовано чистить зубы два раза в день с использованием фторидсодержащей зубной пасты.
Предполагалось пять посещений детского врачастоматолога: до начала исследования, через 2 недели, через месяц, через 6 месяцев и через год. Каждое посещение включало в себя осмотр, проведение контролируемой чистки зубов и краткий урок гигиены полости рта. Нами изучались изменения следующих клинических параметров: с помощью индекса OHI-S определялись разовое очищающее действие зубных щеток и динамика изменения гигиенического состояния ротовой полости. Для оценки изменения состояния тканей пародонта использовался индекс РМА. Регистрация состояния твердых зубных тканей проводилась с помощью системы ICDAS II. Всем участникам предлагалось ответить в анкете на вопросы не только об их отношении к процессу чистки зубов, но и о кратности и частоте проведения гигиены полости рта, а также об удобстве использования новой зубной щетки.
Исследование выполнено в отделении детской стоматологии Клинического центра челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии клиники на 184 койки ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и ГОСТ Р 52379–2005 «Надлежащая клиническая практика».
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь оценивалась безопасность применения электрической и мануальной зубных щеток. Для этого нами учитывалось значение индекса РМА до начала исследования и через месяц.
В группе детей, использующих мануальную зубную щетку, медиана значений до начала исследования была равна 0,15 (ИКР — 0,0–0,17). Это соответствует легкой степени воспаления десны. Через месяц медиана значений индекса РМА в данной группе снизилась до 0,13 (ИКР — 0,0–0,15). Это изменение имело статистическую значимость (p ≤ 0,05).
У детей, использующих электрическую зубную щетку, медиана значений до начала исследования и через месяц была равна 0. Статистически значимых изменений индекса РМА в данной группе обнаружено не было.
Анализируя полученные результаты, можно сделать заключение о том, что мануальная и электрическая (CS Medica CS-562 Junior) зубные щетки не оказывают травмирующего действия на ткани пародонта. После проведенного урока гигиены полости рта и контролируемой чистки зубов отмечено снижение проявлений воспалительного процесса в тканях десны у детей, принимающих участие в исследовании.
Для определения очищающего эффекта зубных щеток выяснялось значение индекса OHI-S до начала исследования и сразу после чистки зубов.
В группе сравнения медиана значений индекса OHI-S до начала исследования была равна 1,2 (ИКР — 0,4–2,0). Это соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. Сразу после чистки зубов мануальной щеткой медиана значений была равна 0,5 (ИКР — 0,25–1,0). Этот показатель свидетельствует о хорошем уровне гигиены полости рта. Данное изменение индекса гигиены было статистически значимо (p ≤ 0,001). Очищающий эффект мануальной зубной щетки составил 58,33 %.
В группе исследования медиана значений индекса гигиены OHI-S в начале исследования составила 1,2 (ИКР — 0,75–2,1). Это соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. После чистки зубов электрической щеткой медиана значений индекса OHI-S была равна 0,3 (ИКР — 0,1– 0,5). Это свидетельствует о хорошем уровне гигиены полости рта. Данное изменение имело статистическую значимость (p ≤ 0,001). Очищающий эффект электрической звуковой зубной щетки CS Medica CS-562 Junior равен 75 % (рис. 1).

Для оценки гигиенического состояния полости рта в динамике у участников повторно определялся индекс OHI-S через 2 недели, через месяц, через 6 месяцев и через год.
В группе, в которой использовали мануальную зубную щетку, через две недели после начала исследования не было отмечено статистически значимых изменений гигиенического индекса. Через месяц медиана значений индекса гигиены была равна 1,0 (ИКР — 0,25–1,5) (р = 0,001). Это говорит об улучшении гигиены полости рта детей в данной группе на 16,67 %. К концу исследования показатели индекса гигиены стали возвращаться к первоначальным значениям. Через 6 месяцев медиана значений индекса OHI-S была равна 1 (ИКР — 0,3– 1,7) (р = 0,55), через год — 1,2 (ИКР — 0,3–2,1) (р = 0,113). Редукция изучаемого параметра через год после начала исследования составила 0 % от исходного значения.
В группе детей, использующих электрическую зубную щетку, были отмечены схожие тенденции. Через 2 недели медиана значений индекса гигиены была равна 0,7 (ИКР — 0,3–1,1). Данное снижение значения индекса имело статистическую значимость (p ≤ 0,001) и составило 41,67 %. Этот показатель оставался без изменений на протяжении 6 месяцев исследования. Однако через год отмечено ухудшение гигиенического состояния полости рта. Медиана значений индекса гигиены была равна 0,8 (ИКР — 0,2– 1,1) (p ≤ 0,001). Редукция изучаемого параметра через год после начала исследования составила 33,33 % от исходного значения.
Динамика изменения значений индексов гигиены в группах исследования представлена на рис. 2.

При сравнении значений индекса гигиены OHI-S у детей (в зависимости от вида используемой зубной щетки) различия показателей на всех этапах исследования были статистически значимыми. Это говорит о более выраженном очищающем эффекте и положительном влиянии электрической щетки CS Medica CS-562 Junior на уровень гигиены полости рта в детском возрасте (табл. 1).

Таким образом, после проведения уроков гигиены и контролируемой чистки зубов во всех группах исследования отмечалось улучшение гигиенического состояния полости рта, сохраняющееся на протяжении 6 месяцев. Более выраженное улучшение значений индекса гигиены наблюдалось в группе, в которой участники использовали электрические зубные щетки CS Medica CS-562 Junior. К концу исследования значения индекса гигиены у детей, участвующих в исследовании, стали увеличиваться. Однако стоит отметить, что снижение уровня гигиены полости рта через год после начала исследования было более выражено в группе, в которой применялись мануальные щетки.
Для изучения изменения отношения детей к процессу чистки зубов в ходе использования различных зубных щеток всем участникам исследования предлагалось заполнить анкеты до его начала, через месяц и через год после его начала.
Анализ данных анкетирования дал следующие результаты: в группе детей, пользующихся мануальной щеткой, в начале исследования на вопрос «Ты чистишь зубы каждый день?» положительно ответили 84 % участников. Через месяц количество положительных ответов на этот вопрос было равно 88 %. Данный показатель сохранился и через год. В группе детей, использующих электрические щетки, в начале исследования 80 % участников чистили зубы каждый день. Через месяц данный показатель увеличился до 96 %. Через год 92 % детей ответили на этот вопрос положительно (рис. 3).
Перед началом исследования в группе сравнения 64 % детей чистили зубы дважды в день. Через месяц этот показатель увеличился до 88 %. Однако через год количество детей, которые чистят зубы два раза в день, вернулось к исходным значениям и было равно 64 %.
В группе исследования при первичном анкетировании на вопрос «Сколько раз в день ты чистишь зубы?» 68 % участников ответили, что делают это два раза в день. Через месяц и через год после начала исследования количество подобных ответов было равно 80 % (рис. 4).

Анализ ответов на вопрос «Нравится ли тебе чистить зубы?» показал, что в группе, в которой используют мануальные щетки, 56 % детей нравилось чистить зубы. Через месяц количество положительных ответов на данный вопрос составило 76 %, а через год — 56 %.
В группе детей, в которой используют электрические зубные щетки, положительно ответили 60 % детей в начале исследования, 92 % через месяц и 72 % через год (рис 5.). В группе сравнения 76 % детей на протяжении всего исследования отвечали, что им нравится, как выглядит их новая зубная щетка. 88 % отметили, что хотели бы получить такую щетку. Через год использования мануальной щетки 92 % ответили, что им удобно держать ее в руке и чистить ей зубы. 88 % отметили, что новая зубная щетка нравится им больше, чем старая.

В группе детей, которые на протяжении года чистили зубы электрической щеткой CS Medica CS-562 Junior, 92 % участников ответили, что довольны тем, как выглядит новая щетка. 100 % сказали, что хотели бы получить себе подобную. Через месяц использования зубной щетки 96 % детей отметили ее удобство. Через год после начала исследования 100 % ответили, что им удобно чистить зубы данной щеткой. 92 % участников через месяц использования зубной щетки отметили, что им удобно держать ее в руке и что новая щетка нравится им больше, чем старая. Через год 100 % дали положительный ответ на эти вопросы.
Таким образом, полученные данные показали, что использование в течение года электрической щетки CS Medica CS-562 Junior благодаря яркому дизайну и удобству применения способствует улучшению отношения детей к чистке зубов.
Позитивное отношение ребенка к этому процессу приводит к улучшению гигиенического состояния полости рта, что способствует снижению скорости развития кариеса. Для оценки изменения состояния твердых тканей зубов и регистрации начальных форм кариеса в ходе исследования нами использовалась система ICDAS II. Осмотры проводились три раза: перед началом исследования, через 6 месяцев и через год.
В группе детей, исп ользующих мануальные щетки, медиана значений индекса ICDAS II постоянных зубов до начала исследования была равна 1 (ИКР — 0,0–3,5). Через 6 месяцев она увеличилась в два раза (Ме = 2 (ИКР — 0,0–3,5)). Через год медиана индекса ICDAS II постоянных зубов достигла значения 5 (ИКР — 2,0–6,5). Данные изменения были статистически значимыми (p = 0,000).
В группе исследования отмечено снижение медианы значений индекса ICDAS II постоянных зубов. До начала исследования этот показатель был равен 3 (ИКР — 0,5–4,0), через 6 месяцев — 2 (ИКР — 1,0–4,0), а через год — 2 (ИКР — 0,5–4,0). Однако данные изменения были статистически незначимыми (p = 0,882).
При сравнении значений индекса ICDAS II постоянных зубов у детей (в зависимости от вида щетки) различия показателей стали статистически значимыми через год использования щеток (табл. 2).

При анализе изменений значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов в группах исследования отмечены схожие тенденции.
Медиана значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов в группе детей, использующих мануальные щетки, до начала исследования была равна 2 (ИКР — 0,0–5,0). Через 6 месяцев данный показатель составлял 3 (ИКР — 0,0–5,5) Через год — 5 (ИКР — 2,0–7,0). Изменения значений в данной группе были статистически значимыми (р = 0,000).
У детей, использующих электрическую щетку, было отмечено незначительное улучшение значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов.
До начала исследования медиана значений индекса ICDAS II поверхностей постоянных зубов была равна 3 (ИКР — 0,5–4,5). Через 6 месяцев данное значение снизилось до 2 (ИКР — 1,0–4,0). Через год этот показатель был равен 2,0 (ИКР — 0,5–4,5). Однако данные изменения были статистически незначимыми (р = 0,895). При сравнительном анализе различия показателей в группе исследования и группе сравнения имели статистическую значимость через год после начала исследования (табл. 3).

Таким образом, при анализе изменения значений индекса ICADS II постоянных зубов и поверхностей у детей, использующих мануальную щетку, отмечалось увеличение значения данного индекса в течение года. В группе, в которой чистили зубы электрической щеткой, выявлено незначительное улучшение значений индекса ICDAS II постоянных зубов и поверхностей. Полученные результаты говорят о том, что использование электрической щетки CS Medica CS-562 Junior в течение года способствует снижению прироста кариеса постоянных зубов.
Выводы
1. При ежедневном использовании детьми электрической звуковой щетки CS Medica CS-562 Junior не было выявлено травмирующего действия на твердые ткани зубов и ткани пародонта.
2. Электрическая щетка CS Medica CS-562 Junior обладает более выраженным очищающим эффектом в сравнении с мануальной.
3. После проведения уроков гигиены и контролируемой чистки зубов в группе детей, использующих в течение года электрические щетки, отмечалось улучшение гигиенического состояния полости рта.
4. Применение электрической щетки CS Medica CS-562 Junior способствует улучшению отношения детей к процессу чистки зубов.
5. В группе детей, использующих мануальную щетку, через год после начала исследования отмечено увеличение значения индекса ICDAS II. Это говорит о некотором приросте кариеса. Тогда как в группе детей, использующих электрическую щетку, наблюдалось незначительное снижение этого показателя.
6. Полученные результаты, представленные в данном исследовании, позволяют рекомендовать применение электрических звуковых зубных щеток CS Medica CS-562 Junior в детском возрасте.
Литература/References
1. Абдусаламова Б.Ф. Клинико-лабораторная оценка эффективности различных зубных щеток. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. 2010: 24 с. [Abdusalamova B.F. Clinical and laboratory evaluation of the effectiveness of various toothbrushes. Abstract of Ph.D. thesis in Medical Science. 2010: 24p. (In Russ.)].
2. Адмакин О.И., Скатова Е.А. Использование элементов АРТ-терапии в оценке эффективности стоматологических профилактических программ у детей. Стоматология детского возраста и профилактика 2014; 2 (49): 43–46. [Admakin O.I., Skatova E.A. The use of elements of ART therapy in assessing the effectiveness of dental prophylactic programs in children. Pediatric Dentistry and Prevention 2014; 2(49): 43–46.(In Russ.)].
3. Винниченко Ю.А., Крикотина Д.В. Изучение эффективности мануальных и электрических зубных щеток у детей дошкольного и школьного возраста. Стоматология детского возраста и профилактика 2016; 1: 67–71. [Vinnichenko Ju.A., Krikotina D.V. Study of the effectiveness of manual and electric toothbrushes in preschool and school-aged children. Pediatric Dentistry and Prevention 2016; 1: 67–71. (In Russ.)].
4. Леонтьев В.К., Кисельникова Л.П. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 952 с. [Leontiev V.K., Kiselnikova L.P. Children therapeutic dentistry. National leadership. 2nd ed., Rev. and add. M.: GEOTAR-Media, 2017. 952 p. (In Russ.)].
5. Кузьмина Э.М., Урзов С.А. Диагностика активности начальных кариозных поражений эмали методами витального окрашивания и ICDAS. Dental Forum 2016; 2: 8–11. [Kuzmina E.M., Urzov S.A. Diagnostics of the activity of initial carious lesions of the enamel by vital staining and ICDAS. Dental Forum 2016; 2: 8–11. (In Russ.)].
6. Кузьмина Э.М., Янушевич О.О. Профилактическая стоматология: Учебник. М.: Практическая медицина, 2017. 544 с. [Kuzmina E.M., Yanushevich O.O. Preventive dentistry: Textbook. M.: Practical Medicine, 2017.544 p. (In Russ.)].
7. Пастбин М.Ю., Горбатова М.А. Современные системы оценки и регистрации кариеса зубов. Обзор литературы. Экология человека 2013; 9: 49–55. [Pastbin M.Yu., Gorbatova M.A. Modern systems for the assessment and registration of dental caries. Literature review. Human Ecology 2013; 9: 49–55. (In Russ.)].
8. Самохина В.И. Эпидемиологические аспекты стоматологического здоровья детей 6–12 лет, проживающих в крупном административно-хозяйственном центре Западной Сибири. Стоматология детского возраста и профилактика 2014; 1: 10–13. [Samokhina V.I. Epidemiological aspects of dental health in children aged 6–12 years living in a large administrative and economic center of Western Siberia. Pediatric Dentistry and Prevention 2014; 1: 10–13. (In Russ.)].
9. Кузьмина Э.М., Янушевич О.О., Кузьмина И.Н. Стоматологическая заболеваемость населения России. Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения России. М.: МГМСУ, 2019: 302 с. [Kuzmina E.M., Yanushevich O.O., Kuzmina I.N. Dental morbidity in the population of Russia. Epidemiological dental examination of the population of Russia. M.: MGMSU, 2019: 302 p. (In Russ.)].
10. Шевцова Ю.В. Роль оценки факторов риска развития раннего детского кариеса в планирование лечебно-профилактических мероприятий. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2014; 4 (4): 349–352. [Shevtsova Yu.V. The role of assessing risk factors for the development of early childhood caries in the planning of treatment and preventive measures. Medical Online Conference Bulletin 2014; 4 (4): 349-352. (In Russ.)].
11. Dikmen B. Icdas II criteria (international caries detection and assessment system). J. Istanb. Univ. Fac. Dent. 2015; 49 (3): 63–72.
12. Arweiler N.B., Netuschil L. The Oral Microbiota. Adv. Exp. Med. Biol. 2016; 902: 45–60.
13. Nagy P., Kövér K., Gera I., Horváth A. Evaluation of the effi cacy of powered and manual toothbrushes in preventing oral diseases (Systematic review with meta-analysis). Fogorv. Sz. 2016; 109 (1): 3–22.
Характеристики
Автор книги
|
Л.П. Кисельникова, А.А. Огарева |
Год выпуска
|
2020 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой