Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «Стоматология»
Нет в наличии
Описание
Проведен анализ сложившихся нормативов объема медицинской помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) при стоматологических заболеваниях в России. Выявлено различие числа посещений на 1 застрахованного в разных субъектах Российской Федерации более чем в 80 раз. Установлено ежегодное увеличение финансовых затрат на посещение с профилактической целью. Федеральному фонду ОМС рекомендуется дать четкое определение понятию «посещение с профилактической целью», территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.
Ключевые слова: профилактика стоматологических заболеваний, программа обязательного медицинского страхования,число и стоимость посещения с профилактической целью.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья — основные принципы охраны здоровья граждан Российской Федерации (РФ). Профилактика в стоматологии предусматривает применение ряда мер по предупреждению болезней органов рта и челюстно-лицевой области. Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей включен в целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы«Развитие здравоохранения» [1, 2]. В данной программе действуют объективные оценочные критерии для мониторинга ее эффективности. Одним из них является число посещений с профилактической целью врачей-стоматологов, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), которое имеет тенденцию к неуклонному росту, увеличившись к 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 14,3% [3].
Проблемы формирования территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при стоматологических заболеваниях активно обсуждаются в печати [4—8].Изучение мнения населения и представителей профессионального сообщества о стоматологических профилактических осмотрах показывает, что 90,9% врачей-стоматологов считают, что плановый профилактический осмотр должен осуществляться 2 раза в год, такого же мнения придерживаются 56,9% руководителей медицинских организаций. Мнения пациентов о влиянии профилактических осмотров на снижение числа обращений в связи сострой болью идентичны мнению профессионального сообщества [9].
Методологической основой при формировании ТПГГ обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью являются средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, регламентируемые базовой программой госгарантий (ПГГ). Важные аспекты практической деятельности врачей-стоматологов при реализации ПГГ — формирование объемов профилактической медицинской помощи населению, их стоимости,трактовка основных понятий. Проблема интерпретации посещения с профилактической целью для реализации ТПГГ чрезвычайно актуальна.
Цель исследования — анализ динамики числа и стоимости посещений с профилактической целью в системе ОМС по профилю «стоматология».
Материал и методы
Проведен анализ сложившегося объема медицинской помощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в России в 2014—2015 гг. Источником информации послужили фрагменты государственного статистического годового отчета Минздрава РФ «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма №14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». В ходе работы использовалась методика комплексного социально-экономического исследования: применение методов научного наблюдения, сравнительного, ретроспективного и статистического анализа, выкопировка данных, анализ ряда экономических показателей.
Результаты и обсуждение
Посещение — единица объема медицинской помощи,оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической и лечебно-диагностической целью, которая используется для планирования нормативов объема и финансового обеспечения в рамках ПГГ и ТПГГ. Приказом Минздрава России от 15.12.14 №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» предусмотрен учет посещений.
Состояние профилактики стоматологических заболеваний в системе ОМС отражает число посещений с профилактической целью, которое представлено в отчетной форме №14 МЕД (ОМС), утвержденной приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» от 21.06.13 №221 (ред. от 17.04.14 №258).
Территориальными фондами ОМС субъектов Федерации разработаны рекомендации по трактовке и составу посещений с профилактической целью. При этом наблюдаются существенные различия, что затрудняет планирование финансовых ресурсов при разработке ТПГГ.
В приложении к приказу Минздрава РФ «О введении в действие Отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» от 16.07.01 №269 представлены состав и определение посещения с профилактической целью. Профилактический прием (осмотр, консультация) — производимые по определенному плану действия врача в рамках проведения профилактических мероприятий, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу. В состав профилактического приема взрослого и детского населения входят простые услуги (табл. 1).

В классификаторе услуг системы ОМС по профилю«стоматология» впервые в 2016 г. (Письмо Министерства здравоохранения РФ №11-9/10/2-7938 и Федерального фонда ОМС №8089/21-и от 24.12.15 г. «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования») наряду с услугами врачей-стоматологов были введены услуги:
Нами проведен анализ динамики стоимости и числа посещений врачей-стоматологов с профилактической целью по программе ОМС в субъектах РФ (табл. 2). Так,общее число посещений с профилактической целью в РФ соответствовало в 2015 г. 31 882 306, по сравнению с 2014 г. оно возросло на 1 353 090 единиц, или на 4,24%.Общая стоимость посещений с профилактической целью составила в 2014 г. 11 445 426 270,41 руб., в 2015 г. —16 700 064 483,04 руб., т.е. увеличилась на 32%. Данные показатели составили в 2014 г. 20,13% от общего объема финансирования ПГГ по профилю «стоматология», в 2015 г. — 28,20%. Более информативны средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи,приходящиеся на 1 застрахованного по программе ОМС.Так, в среднем число посещений с профилактической целью в РФ составило в 2014 г. 0,21 на 1 застрахованного,в 2015 г. — 0,22. Следует заметить, что данные показатели значительно варьируют, колеблясь от 0,01 посещения(Республика Алтай, Республика Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) — различие в 80 раз.



Стоимость 1 посещения с профилактической целью соответствовала в 2014 г. 374,90 руб., а в 2015 г. —523,80 руб., т.е. возросла почти в 1,5 раза. Средние нормативы финансовых затрат на посещения с профилактической целью на 1 застрахованного составили в 2014 г. 78,73 руб., в 2015 г. — 115,24 руб. Отмечается поливариантность данного показателя по субъектам Федерации и федеральным округам. В Дальневосточном и Сибирском округах расходы на 1 посещение с профилактической целью возросли в 2 раза и более. Наблюдается существенное различие в расходах на 1 профилактическое посещение в Сибирском федеральном округе: так, в Красноярском крае затрачивается 1273,39 руб., в Омской области —191,55 руб. В Приволжском и Центральном округах этот показатель стабилен.
Таким образом, наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью. В 2015 г. общие затраты на них составили 16,7 млрд руб. С 2014 г. они возросли на 32%, при этом число посещений с данной целью увеличилось всего на 4,24%. В 2015 г. средний норматив числа посещений с профилактической целью соответствовал 0,22 на 1 застрахованного, стоимость посещения— 523,80 руб. Следует заметить, что необходимо усилить требования Территориальных фондов ОМС к предоставлению отчетности по форме №14 МЕД ОМС, поскольку сведения о числе посещений с профилактической целью не представлены Костромской областью, Хабаровским краем и г. Севастополь. Федеральному фонду ОМС необходимо обратить внимание на неоднозначность трактовки посещения с профилактической целью в разных субъектах Федерации, низкую его стоимость (в 3 раза и более по сравнению с федеральной) в ряде субъектов Федерации, снижение числа посещений с данной целью в 30 субъектах Федерации.
Таким образом, понятие «посещение с профилактической целью» в разных субъектах Федерации трактуется по-разному. По данным статистической отчетности, в 2015 г. средние нормативы числа посещений врача-стоматолога с профилактической целью в РФ составляли 0,22 на 1 застрахованного. Этот показатель значительно варьирует по субъектам Федерации. Отмечено снижение числа посещений на 1 застрахованного за 2 года в 30 субъектах Федерации. Стоимость посещения с профилактической целью в 2015 г. соответствовала 523,80 руб. Наблюдается увеличение общих финансовых затрат на посещения с профилактической целью; так, в 2015 г. затраты увеличились на 45,85% по отношению к 2014 г., составив 16,7 млрд руб. Проведенный анализ диктует необходимость Федеральному фонду ОМС дать четкое определение понятия «посещение с профилактической целью», Территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.14 №294. КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Электрон. дан. [Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohranenija»:Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.14 №294.Konsul’tantPljus: sprav.-pravovaja sistema. Jelektron. dan. (In Russ.)].
2. О внесении изменений в план реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 г. ина плановый период 2015 и 2016 гг., утвержденный РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 04.09.4 №1727-р»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.06.16 №1301-р.КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Электрон. дан. [Ovnesenii izmenenij v plan realizacii gosudarstvennoj programmy RossijskojFederacii «Razvitie zdravoohranenija» na 2014 g. i na planovyj period 2015i 2016 gg., utverzhdennyj Rasporjazheniem Pravitel’stva RossijskojFederacii ot 04.09.14 №1727-r»: Rasporjazhenie Pravitel’stva RossijskojFederacii ot 23.06.16 №1301-r. Konsul’tantPljus: sprav.-pravovaja sistema.Jelektron. dan. (In Russ.)].
3. Бутова В.Г., Вагнер В.Д., Бойков М.И., Смирнова Л.Е. Медико-экономическое обеспечение населения стоматологической помощью в программе государственных гарантий. М.: Информационное письмо;2016;80. [Butova VG, Vagner VD, Bojkov MI, Smirnova LE. Mediko-jekonomicheskoe obespechenie naselenija stomatologicheskoj pomoshh’ju v programme gosudarstvennyh garantij. M.: Informacionnoe pis’mo; 2016;80. (InRuss.)].
4. Бутова В.Г., Бойков М.И. Оплата по посещениям амбулаторной медицинской помощи в системе ОМС по профилю «Стоматология».Стоматология. 2016;95:2:68-72. [Butova VG, Boikov MI. Out-patientdental service visit costs in obligatory insurance system Stomatologiia.Stomatologiia. 2016;95(2):68-72. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201695268-72
5. Бутова В.Г., Бойков М.И., Алпатова Л.М., Рамбовский А.И. Проблемы формирования территориальной программы государственныхгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощипри стоматологических заболеваниях. Институт стоматологии.2014;2:10-12. [Butova VG, Bojkov MI, Alpatova LM, Rambovskij AI Problemy formirovanija territorial’noj programmy gosudarstvennyh garantijbesplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi pri stomatologicheskih zabolevanijah. Institut stomatologii. 2014;2:10-12. (In Russ.)].
6. Бутова В.Г., Бойков М.И., Зуев М.В. Финансирование медицинскойпомощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях в сфере ОМС. Институт стоматологии.2015;1(66):9-10. [Butova VG, Bojkov MI, Zuev MV. Finansirovaniemedicinskoj pomoshhi, okazyvaemoj pri stomatologicheskih zabolevanijahv ambulatornyh uslovijah v sfere OMS. Institut stomatologii. 2015;1(66):9-10. (In Russ.)].
7. Бойков М.И., Бутова В.Г. Оплата по тарифам амбулаторной медицинской помощи в системе ОМС по профилю «Стоматология». Стоматология. 2016;95:4:16-20. [Boikov MI, Butova VG. Payment of out-patient dental service according to tariffs in obligatory insurance system.Stomatologiia. 2016;95(4):16-20. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201695416-20
8. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Анализ объемов и стоимости стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.Стоматология. 2016;95:4:76-82. [Naygovzina NB, Luchinskiy AV. Analysis of volume and costs of dental care provided in outpatient settings.Stomatologiia. 2016;95(4):76-82. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201695476-82
9. Лучинский А.В. Мнение населения и представителей профессионального сообщества о профилактике стоматологических заболеваний. Стоматология. 2015;94:4:16-19. [Luchinskiy AV.The opinion of thepopulation and representatives of the professional community about prevention of dental diseases. Stomatologiia. 2015;94(4):16-19. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201594416-19
Ключевые слова: профилактика стоматологических заболеваний, программа обязательного медицинского страхования,число и стоимость посещения с профилактической целью.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья — основные принципы охраны здоровья граждан Российской Федерации (РФ). Профилактика в стоматологии предусматривает применение ряда мер по предупреждению болезней органов рта и челюстно-лицевой области. Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей включен в целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы«Развитие здравоохранения» [1, 2]. В данной программе действуют объективные оценочные критерии для мониторинга ее эффективности. Одним из них является число посещений с профилактической целью врачей-стоматологов, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), которое имеет тенденцию к неуклонному росту, увеличившись к 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 14,3% [3].
Проблемы формирования территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при стоматологических заболеваниях активно обсуждаются в печати [4—8].Изучение мнения населения и представителей профессионального сообщества о стоматологических профилактических осмотрах показывает, что 90,9% врачей-стоматологов считают, что плановый профилактический осмотр должен осуществляться 2 раза в год, такого же мнения придерживаются 56,9% руководителей медицинских организаций. Мнения пациентов о влиянии профилактических осмотров на снижение числа обращений в связи сострой болью идентичны мнению профессионального сообщества [9].
Методологической основой при формировании ТПГГ обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью являются средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, регламентируемые базовой программой госгарантий (ПГГ). Важные аспекты практической деятельности врачей-стоматологов при реализации ПГГ — формирование объемов профилактической медицинской помощи населению, их стоимости,трактовка основных понятий. Проблема интерпретации посещения с профилактической целью для реализации ТПГГ чрезвычайно актуальна.
Цель исследования — анализ динамики числа и стоимости посещений с профилактической целью в системе ОМС по профилю «стоматология».
Материал и методы
Проведен анализ сложившегося объема медицинской помощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в России в 2014—2015 гг. Источником информации послужили фрагменты государственного статистического годового отчета Минздрава РФ «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма №14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». В ходе работы использовалась методика комплексного социально-экономического исследования: применение методов научного наблюдения, сравнительного, ретроспективного и статистического анализа, выкопировка данных, анализ ряда экономических показателей.
Результаты и обсуждение
Посещение — единица объема медицинской помощи,оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической и лечебно-диагностической целью, которая используется для планирования нормативов объема и финансового обеспечения в рамках ПГГ и ТПГГ. Приказом Минздрава России от 15.12.14 №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» предусмотрен учет посещений.
Состояние профилактики стоматологических заболеваний в системе ОМС отражает число посещений с профилактической целью, которое представлено в отчетной форме №14 МЕД (ОМС), утвержденной приказом Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования» от 21.06.13 №221 (ред. от 17.04.14 №258).
Территориальными фондами ОМС субъектов Федерации разработаны рекомендации по трактовке и составу посещений с профилактической целью. При этом наблюдаются существенные различия, что затрудняет планирование финансовых ресурсов при разработке ТПГГ.
В приложении к приказу Минздрава РФ «О введении в действие Отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав» от 16.07.01 №269 представлены состав и определение посещения с профилактической целью. Профилактический прием (осмотр, консультация) — производимые по определенному плану действия врача в рамках проведения профилактических мероприятий, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу. В состав профилактического приема взрослого и детского населения входят простые услуги (табл. 1).

В классификаторе услуг системы ОМС по профилю«стоматология» впервые в 2016 г. (Письмо Министерства здравоохранения РФ №11-9/10/2-7938 и Федерального фонда ОМС №8089/21-и от 24.12.15 г. «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования») наряду с услугами врачей-стоматологов были введены услуги:
- прием (осмотр, консультация) зубного врача первичный;
- прием (осмотр, консультация) зубного врача повторный;
- диспансерный прием (осмотр, консультация) зубного врача;
- профилактический прием (осмотр, консультация) зубного врача;
- прием (осмотр, консультация) гигиениста стоматологического первичный;
- прием (осмотр, консультация) гигиениста стоматологического повторный.
Нами проведен анализ динамики стоимости и числа посещений врачей-стоматологов с профилактической целью по программе ОМС в субъектах РФ (табл. 2). Так,общее число посещений с профилактической целью в РФ соответствовало в 2015 г. 31 882 306, по сравнению с 2014 г. оно возросло на 1 353 090 единиц, или на 4,24%.Общая стоимость посещений с профилактической целью составила в 2014 г. 11 445 426 270,41 руб., в 2015 г. —16 700 064 483,04 руб., т.е. увеличилась на 32%. Данные показатели составили в 2014 г. 20,13% от общего объема финансирования ПГГ по профилю «стоматология», в 2015 г. — 28,20%. Более информативны средние нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи,приходящиеся на 1 застрахованного по программе ОМС.Так, в среднем число посещений с профилактической целью в РФ составило в 2014 г. 0,21 на 1 застрахованного,в 2015 г. — 0,22. Следует заметить, что данные показатели значительно варьируют, колеблясь от 0,01 посещения(Республика Алтай, Республика Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) — различие в 80 раз.



Стоимость 1 посещения с профилактической целью соответствовала в 2014 г. 374,90 руб., а в 2015 г. —523,80 руб., т.е. возросла почти в 1,5 раза. Средние нормативы финансовых затрат на посещения с профилактической целью на 1 застрахованного составили в 2014 г. 78,73 руб., в 2015 г. — 115,24 руб. Отмечается поливариантность данного показателя по субъектам Федерации и федеральным округам. В Дальневосточном и Сибирском округах расходы на 1 посещение с профилактической целью возросли в 2 раза и более. Наблюдается существенное различие в расходах на 1 профилактическое посещение в Сибирском федеральном округе: так, в Красноярском крае затрачивается 1273,39 руб., в Омской области —191,55 руб. В Приволжском и Центральном округах этот показатель стабилен.
Таким образом, наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью. В 2015 г. общие затраты на них составили 16,7 млрд руб. С 2014 г. они возросли на 32%, при этом число посещений с данной целью увеличилось всего на 4,24%. В 2015 г. средний норматив числа посещений с профилактической целью соответствовал 0,22 на 1 застрахованного, стоимость посещения— 523,80 руб. Следует заметить, что необходимо усилить требования Территориальных фондов ОМС к предоставлению отчетности по форме №14 МЕД ОМС, поскольку сведения о числе посещений с профилактической целью не представлены Костромской областью, Хабаровским краем и г. Севастополь. Федеральному фонду ОМС необходимо обратить внимание на неоднозначность трактовки посещения с профилактической целью в разных субъектах Федерации, низкую его стоимость (в 3 раза и более по сравнению с федеральной) в ряде субъектов Федерации, снижение числа посещений с данной целью в 30 субъектах Федерации.
Таким образом, понятие «посещение с профилактической целью» в разных субъектах Федерации трактуется по-разному. По данным статистической отчетности, в 2015 г. средние нормативы числа посещений врача-стоматолога с профилактической целью в РФ составляли 0,22 на 1 застрахованного. Этот показатель значительно варьирует по субъектам Федерации. Отмечено снижение числа посещений на 1 застрахованного за 2 года в 30 субъектах Федерации. Стоимость посещения с профилактической целью в 2015 г. соответствовала 523,80 руб. Наблюдается увеличение общих финансовых затрат на посещения с профилактической целью; так, в 2015 г. затраты увеличились на 45,85% по отношению к 2014 г., составив 16,7 млрд руб. Проведенный анализ диктует необходимость Федеральному фонду ОМС дать четкое определение понятия «посещение с профилактической целью», Территориальным фондам ОМС усилить требования к предоставлению утвержденных форм отчетности.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.14 №294. КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Электрон. дан. [Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohranenija»:Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.14 №294.Konsul’tantPljus: sprav.-pravovaja sistema. Jelektron. dan. (In Russ.)].
2. О внесении изменений в план реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 г. ина плановый период 2015 и 2016 гг., утвержденный РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 04.09.4 №1727-р»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.06.16 №1301-р.КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Электрон. дан. [Ovnesenii izmenenij v plan realizacii gosudarstvennoj programmy RossijskojFederacii «Razvitie zdravoohranenija» na 2014 g. i na planovyj period 2015i 2016 gg., utverzhdennyj Rasporjazheniem Pravitel’stva RossijskojFederacii ot 04.09.14 №1727-r»: Rasporjazhenie Pravitel’stva RossijskojFederacii ot 23.06.16 №1301-r. Konsul’tantPljus: sprav.-pravovaja sistema.Jelektron. dan. (In Russ.)].
3. Бутова В.Г., Вагнер В.Д., Бойков М.И., Смирнова Л.Е. Медико-экономическое обеспечение населения стоматологической помощью в программе государственных гарантий. М.: Информационное письмо;2016;80. [Butova VG, Vagner VD, Bojkov MI, Smirnova LE. Mediko-jekonomicheskoe obespechenie naselenija stomatologicheskoj pomoshh’ju v programme gosudarstvennyh garantij. M.: Informacionnoe pis’mo; 2016;80. (InRuss.)].
4. Бутова В.Г., Бойков М.И. Оплата по посещениям амбулаторной медицинской помощи в системе ОМС по профилю «Стоматология».Стоматология. 2016;95:2:68-72. [Butova VG, Boikov MI. Out-patientdental service visit costs in obligatory insurance system Stomatologiia.Stomatologiia. 2016;95(2):68-72. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201695268-72
5. Бутова В.Г., Бойков М.И., Алпатова Л.М., Рамбовский А.И. Проблемы формирования территориальной программы государственныхгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощипри стоматологических заболеваниях. Институт стоматологии.2014;2:10-12. [Butova VG, Bojkov MI, Alpatova LM, Rambovskij AI Problemy formirovanija territorial’noj programmy gosudarstvennyh garantijbesplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi pri stomatologicheskih zabolevanijah. Institut stomatologii. 2014;2:10-12. (In Russ.)].
6. Бутова В.Г., Бойков М.И., Зуев М.В. Финансирование медицинскойпомощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях в сфере ОМС. Институт стоматологии.2015;1(66):9-10. [Butova VG, Bojkov MI, Zuev MV. Finansirovaniemedicinskoj pomoshhi, okazyvaemoj pri stomatologicheskih zabolevanijahv ambulatornyh uslovijah v sfere OMS. Institut stomatologii. 2015;1(66):9-10. (In Russ.)].
7. Бойков М.И., Бутова В.Г. Оплата по тарифам амбулаторной медицинской помощи в системе ОМС по профилю «Стоматология». Стоматология. 2016;95:4:16-20. [Boikov MI, Butova VG. Payment of out-patient dental service according to tariffs in obligatory insurance system.Stomatologiia. 2016;95(4):16-20. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201695416-20
8. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Анализ объемов и стоимости стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.Стоматология. 2016;95:4:76-82. [Naygovzina NB, Luchinskiy AV. Analysis of volume and costs of dental care provided in outpatient settings.Stomatologiia. 2016;95(4):76-82. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201695476-82
9. Лучинский А.В. Мнение населения и представителей профессионального сообщества о профилактике стоматологических заболеваний. Стоматология. 2015;94:4:16-19. [Luchinskiy AV.The opinion of thepopulation and representatives of the professional community about prevention of dental diseases. Stomatologiia. 2015;94(4):16-19. (In Russ.)].https://doi.org/10.17116/stomat201594416-19
Характеристики
Автор книги
|
К.м.н. О.В. ШЕВЧЕНКО, д.м.н., проф. В.Г. БУТОВА |
Год выпуска
|
2017 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой