Версия для слабовидящих
Регистрация
Отложенные 0
Корзина пуста 0
Войти
Заказать звонок
Стоматологический колледж №1
+7 (495) 118-28-81
Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
Telegram Whatsapp
Программы обучения
Врачам-стоматологам
Гигиенистам стоматологическим
Медицинским сестрам
Аккредитация
Библиотека
Блог
Сведения о колледже
Ещё
    +7 (495) 118-28-81
    Whatsapp
    Telegram
    director@dentalcollege.ru
    dentalcollege.ru
    Отложенные 0 Корзина 0
    • Программы обучения
    • Врачам-стоматологам
    • Гигиенистам стоматологическим
    • Медицинским сестрам
    • Аккредитация
    • Библиотека
    • Блог
    • Сведения о колледже
      • Назад
      • Сведения о колледже
      • О колледже
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Стипендии и меры поддержки обучающихся
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
      • Контакты и реквизиты
    • Telegram Whatsapp
    • +7 (495) 118-28-81
    Контактная информация
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    director@dentalcollege.ru
    • Вконтакте
    • Корзина0
    • Отложенные0
    Главная
    -
    Библиотека
    -
    Статьи
    ПатентыПриказы, Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендацииГазеты и журналыДиссертации, авторефератыКниги, Учебные пособия
    -Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом
    Поделиться

    Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом

    • Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом
    Пролистать
    • Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом
    Пролистать
    Е.О.Алексеева - ассистент Департамента фундаментальной медицины, ФГАОУ ВО “ДВФУ

    А.М.Ковалевский - д.м.н., доцент, доцент кафедры терапевтической стоматологии, ФГБВОУ ВО “Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова” Минобороны России
    Подробнее
    Нет в наличии
    • Описание
    • Характеристики
    • Задать вопрос
    Описание

    Резюме. В статье представлен анализ основных показателей стоматологического здоровья у детей с аутизмом. Представлена разработанная программа адаптации детей с аутизмом к посещению врача-стоматолога и описана эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний.

    Ключевые слова: стоматологическая заболеваемость, аутизм, индекс гигиены, индекс гингивита, программа профилактики стоматологических заболеваний.

    Введение

    Термин “аутизм” впервые был использован в 1911 году Блейлером для описания поведения крайнего отчуждения от окружающего мира у некоторых пациентов психиатрической клиники.

    Аутизм входит в группу первазивных расстройств развития и характеризуется ограниченностью интересов, отстранением от окружающего мира, склонностью к повторению одних и тех же действий, низким уровнем социальных взаимодействий, бедностью выражения эмоций.

    Согласно статистике ВОЗ, аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Ежегодно число лиц, страдающих этим недугом, вырастает на 11-17%, а в Китае и Южной Корее прирост составляет 20% (табл. 1). Так, в 2012 году на территории Южной Кореи диагноз “аутизм” был поставлен каждому 38-му жителю, а в США — каждому пятидесятому [2].

    Число людей, страдающих аутизмом, с каждым годом неуклонно растет.

    Статистика по данной группе заболеваний в России не ведется, поэтому достоверных данных нет. В 2015 году детей с аутизмом было зарегистрировано в РФ 18 тыс., однако уже в 2016 году этот показатель вырос до 22 тыс.

    Несмотря на противоречивые статистические данные как в России, так и по всему миру, сейчас невозможно отрицать рост лиц, страдающих расстройством аутистического спектра (РАС).

    В разное время причинами и механизмами, вызывающими патологию, занимались многие ученые. Однако четкого представления о возникновении заболевания, патогенетических механизмах аутизма до сих пор нет. Сложность диагностики и невозможность провести объективные исследования зачастую приводят к постановке неправильного диагноза. Анализ поведения лежит в основе постановки диагноза. Существует несколько диагностических исследований, которые позволяют специалисту установить диагноз:

    1. Опросник для диагностики аутизма (ADI-R).
    2. Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS).
    3. Оценочная шкала детского аутизма (CARS) [2].
    1.png

    У детей с аутизмом выявлены расстройства желудочно-кишечного тракта, сниженный тонус жевательных мышц, обильное слюноотделение. Такие дети зачастую употребляют мягкую пищу, подолгу удерживая ее во рту. Отмечается повышенное количество зубочелюстных аномалий по сравнению с детьми такого же возраста, не страдающих аутизмом [3].

    Существующие методы профилактики как в стоматологических поликлиниках, так и домашних условиях не всегда могут применяться к детям с аутизмом. У таких детей снижен интерес к личной гигиене, нарушена координация движений. Лечение стоматологических заболеваний, к сожалению, зачастую возможно только в условиях стационара под общим обезболиванием. Поэтому профилактика кариеса и заболеваний полости рта, а также мотивация к гигиене полости рта выходят на первое место в борьбе с патологиями полости рта у детей с аутизмом [4].

    Цель работы: разработать и изучить эффективность комплексной программы профилактики заболеваний полости рта для детей с аутизмом.

    Задачи исследования:

    • изучить стоматологический статус детей с аутизмом;
    • разработать комплекс профилактических мероприятий с учетом особенностей детей с аутизмом.

    Материалы и методы исследования

    Согласно ФЗ N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” от 21.11.2011 (с изменениями от 6 марта 2019 г.), приказу Министерства здравоохранения РФ No 1177н “Об утверждении порядка дачи ин- формированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от меди- цинского вмешательства в отношении опре- деленных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешатель- ства” от 20 декабря 2012 г. (с изменениями от 10 августа 2015 г.), перед началом исследо- вания и осмотра пациентов были получены информированные согласия родителей или законных представителей детей, участвую- щих в обследовании. Родителям, законным представителям были даны разъяснения по применяемым методам, которые использо- вались в ходе исследования.

    В клиническом исследовании принима- ли участие 35 детей в возрасте от 12-15 лет с диагнозом F84.0 “Детский аутизм”, находя- щихся на диспансерном учете в психоневро- логических учреждениях г. Владивостока и г. Уссурийска (1-я группа) и 45 детей в воз- расте от 12-15 лет, не имеющих психических заболеваний (2-я группа).

    Клиническое исследование включало в себя:

    1. Определение интенсивность кариеса по индексам КПУ+кп, КПУ.
    2. Определение распространенности кариеса по проценту лиц, имеющих кариес зубов от числа обследованных.
    3. Определение индекса гингивита GI (H.Loe, J.Sileness, 1963).
    4. Уровень гигиены полости рта изучали с помощью упрощенного индекса OHI-S (J.S.Green, J.K.Vermillion, 1964).

    Осмотр полости рта проводился соглас- но рекомендациям ВОЗ и с использованием стандартного набора стоматологических ин- струментов. Все полученные данные вноси- лись в медицинскую карту стоматологиче- ского больного. Статистическую обработку данных проводили при помощи програм- много обеспечения “Microsoft Excel 2010”, Statistica 6.0.

    Профилактические мероприятия прово- дились только детям с аутизмом для опреде- ления эффективности программы.

    Программа профилактики состоит из нескольких блоков:

    1-й блок. Обучение гигиене полости рта.

    Учитывая особенности восприятия ин- формации у детей с аутизмом, нами была раз- работана специальная программа обучения, которая включала в себя демонстрацию слай- дов со всеми этапами ухода за полостью рта. Далее, для закрепления полученной информа- ции, детям предлагали продемонстрировать увиденное на игрушках и куклах. После 2-3 занятий детям предлагали провести гигиену полости рта самостоятельно. По окончании тренировки мы показывали фильм о гигиене полости рта, разработанный и снятый нами специально для детей с аутизмом.

    2-й блок. Уроки обучения гигиене для родителей.

    Эта часть программы направлена на информирование родителей о причинах заболевания кариесом и другими болезня- ми полости рта, о современных методах их профилактики с учетом особенностей детей. Также информационный блок включает в себя авторский лекционный курс “Временный и постоянный прикус: только факты”.

    3-й блок. Проведение профессиональных мероприя- тий по профилактике кариеса и других заболеваний полости рта.

    Программа профилактики кариеса и бо- лезней полости рта включала в себя:

    • проведение профессиональной гигиены полости рта с применением щеток и пасты, а также применяли ультразвуковое обо- рудование для снятия твердых зубных отложений;
    • применение препарата “Глуфторэд” для глубокого фторирования;
    • назначение препарата “Имудон” согласно инструкции.

    Результаты исследования

    При оценке индекса гигиены полости рта результаты в группе 1 распределились следующим образом: из 35 детей — 8% име- ет средний уровень гигиены, 38% — плохой уровень гигиены, а 54% обследованных де- тей — очень плохой уровень гигиены. При определении уровня гигиены полости рта у детей, входящих в группу 2, было установ- лено, что значение индекса гигиены равно 0,75±0,11, что существенно меньше, чем в группе 1 (2,51±0,05, р<0,05).

    Интенсивность кариеса в группе 1 соста- вила 9,68±0,10, что характеризуется как очень высокий уровень интенсивности кариеса в исследуемой группе. Однако в группе 2 ин- тенсивность кариеса равна 5,37±0,13 (р<0,05) — высокий уровень интенсивности кариозно- го процесса. При этом в группе 1 преобладал компонент “К”, вероятнее всего, потому что дети с нарушением психического здоровья реже обращаются за плановой санацией по- лости рта и стоматологическая помощь им чаще оказывается при развитии болевого синдрома в условиях стационара.

    Распространенность кариозного процесса рассчитывали для временных и постоянных зубов отдельно в каждой из групп исследо- вания (рис. 1).

    Распространенность кариеса временных зубов в группе 1 оказалась несколько вы- ше, чем в группе сравнения и составила 20% (7 детей), что объясняется поздней сменой прикуса у детей с нарушением психическо- го здоровья. В группе 2 лишь у троих детей были обнаружены кариозные полости вре- менных зубов, что характеризует уровень распространенности кариеса временных зу- бов как низкий и составляет 7%. Данные о распространенности кариозного процесса в постоянном прикусе у детей, страдающих аутизмом, выше, чем в группе сравнения. Это объясняется особенностями поведения па- циентов с аутизмом: отсутствие мотивации к личной гигиене, неконтролируемые дви- жения и плохая координация рук.

    При обследовании пациентов в обеих группах исследования, нами было изучено состояние тканей пародонта. Неудовлетво- рительная гигиена полости рта, наличие ка- риозных зубов, а также прием множества лекарственных препаратов приводят к воспа- лению, кровоточивости десен: так, в группе 1 гингивальный индекс составил 1,20±0,01 (р<0,05) и у всех пациентов диагностирован гингивит средней степени тяжести. В свою очередь, в контрольной группе нами не бы- ло выявлено ни одного пациента с высоким гингивальным индексом и в целом уровень индекса GI (H.Loe, J.Sileness, 1963) составил 0,30±0,02 (р<0,05).

    После первичного обследования и опре- деления основных стоматологических пока- зателей, всем пациентам была проведена про- фессиональная гигиена полости рта, ремине- рализующая терапия препаратом “Глуфторэд”, с целью повышения местного иммунитета был назначен препарат “Имудон”.

    Нами было проведено лечение кариоз- ных полостей у детей с аутизмом с примене- нием стеклоиономерного цемента. Однако, несмотря на разработанную нами программу обучения перед посещением стоматолога, в силу особенностей заболевания не все дети смогли пройти лечение кариеса.

    В ближайшие после проведения профи- лактических мероприятий сроки выявлена положительная динамика индексов гигиены и гингивита (табл. 2).

    Анализируя сводную таблицу резуль- татов, можно сделать выводы, что индексы гигиены и гингивита снизились, а значит, применяемая программа профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом может применяться в практике врача-стоматолога.

    Выводы

    Проведенное нами исследование позво- лило сделать следующие выводы:

    1. Дети с аутизмом имеют более низкий уро- вень гигиены полости рта по сравнению с детьми, не имеющими психических за- болеваний.
    2. Выявлен высокий уровень распространен- ности и интенсивности кариеса у детей с аутизмом.
    3. Показатели индекса GI у детей с аутизмом существенно выше по сравнению с детьми контрольной группы.
    4. Дети с аутизмом нуждаются в профилактике стоматологических заболеваний, необхо- димо адаптировать имеющиеся программы профилактики с учетом особенностей их заболевания.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Лебедева, И.Р. Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости и организация реабилитационной помощи / И.Р.Лебедева: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Томск, 2009. - 20 с.
    2. Стоматологический статус населения Дальневосточного региона / Г.И.Оскольский, И.Д.Ушницкий, Е.Б.Завгородняя, А.В.Юркевич, Н.М.Машина, В.И.Баишева // Эндодонтия Today. - 2012. - No 3. - С. 10-14.
    3. Тарасова, Н.В. Проблемы организации стоматологической помощи в детских психоневрологических учреждениях в современных условиях / Н.В.Тарасова, В.Г.Галонский // Российский стоматологический журнал. - 2012. - No 4. - С. 45-50.
    4. Baio, J. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years // Autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2010. Morbidity and Mortality Weekly Report. - 2014. - Vol. 63. - P. 1-21.
    5. Training children with autism spectrum disorder to undergo oral assessment using a digital iPad application / G.Lefer, A.Rouches, P.Bourdon, S.L.Cazaux / European Archives of Pediatric Dentistry. - 2018. - https: // doi.org / 10.1007 / s40368018-0398-9.
    Характеристики
    Автор книги
    Е.О.Алексеева, А.М.Ковалевский
    Год выпуска
    2019
    Задать вопрос
    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

    Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

    Задать вопрос

    Новости
    Все новости
    15 мая 2025
    Первичная аккредитация гигиениста стоматологического. Старт приёма документов
    25 марта 2025
    Образовательное кредитование: пособие для студентов СПО
    20 октября 2023
    Кредит на образование с господдержкой
    Колледж
    О колледже
    Преподаватели
    Информация об оплате
    Новости
    Блог
    Контакты и реквизиты
    Политика обработки персональных данных
    Договор оказания услуг
    Студентам
    Платформа для обучения
    Каталог программ обучения
    Врачам-стоматологам
    Гигиенистам-стоматологическим
    Медицинским сестрам
    Библиотека
    Мы в соц.сетях
    Наши контакты
    +7 (495) 118-28-81
    Telegram Whatsapp
    director@dentalcollege.ru
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    ОЧУ СПО «Стоматологический колледж №1»
    Версия для слабовидящих
    1998-2025 © Стоматологический колледж №1 (лицензия на образовательную деятельность №035402 от 29.08.2014)