Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом
А.М.Ковалевский - д.м.н., доцент, доцент кафедры терапевтической стоматологии, ФГБВОУ ВО “Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова” Минобороны России
Резюме. В статье представлен анализ основных показателей стоматологического здоровья у детей с аутизмом. Представлена разработанная программа адаптации детей с аутизмом к посещению врача-стоматолога и описана эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний.
Ключевые слова: стоматологическая заболеваемость, аутизм, индекс гигиены, индекс гингивита, программа профилактики стоматологических заболеваний.
Введение
Термин “аутизм” впервые был использован в 1911 году Блейлером для описания поведения крайнего отчуждения от окружающего мира у некоторых пациентов психиатрической клиники.
Аутизм входит в группу первазивных расстройств развития и характеризуется ограниченностью интересов, отстранением от окружающего мира, склонностью к повторению одних и тех же действий, низким уровнем социальных взаимодействий, бедностью выражения эмоций.
Согласно статистике ВОЗ, аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Ежегодно число лиц, страдающих этим недугом, вырастает на 11-17%, а в Китае и Южной Корее прирост составляет 20% (табл. 1). Так, в 2012 году на территории Южной Кореи диагноз “аутизм” был поставлен каждому 38-му жителю, а в США — каждому пятидесятому [2].
Число людей, страдающих аутизмом, с каждым годом неуклонно растет.
Статистика по данной группе заболеваний в России не ведется, поэтому достоверных данных нет. В 2015 году детей с аутизмом было зарегистрировано в РФ 18 тыс., однако уже в 2016 году этот показатель вырос до 22 тыс.
Несмотря на противоречивые статистические данные как в России, так и по всему миру, сейчас невозможно отрицать рост лиц, страдающих расстройством аутистического спектра (РАС).
В разное время причинами и механизмами, вызывающими патологию, занимались многие ученые. Однако четкого представления о возникновении заболевания, патогенетических механизмах аутизма до сих пор нет. Сложность диагностики и невозможность провести объективные исследования зачастую приводят к постановке неправильного диагноза. Анализ поведения лежит в основе постановки диагноза. Существует несколько диагностических исследований, которые позволяют специалисту установить диагноз:
- Опросник для диагностики аутизма (ADI-R).
- Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS).
- Оценочная шкала детского аутизма (CARS) [2].

У детей с аутизмом выявлены расстройства желудочно-кишечного тракта, сниженный тонус жевательных мышц, обильное слюноотделение. Такие дети зачастую употребляют мягкую пищу, подолгу удерживая ее во рту. Отмечается повышенное количество зубочелюстных аномалий по сравнению с детьми такого же возраста, не страдающих аутизмом [3].
Существующие методы профилактики как в стоматологических поликлиниках, так и домашних условиях не всегда могут применяться к детям с аутизмом. У таких детей снижен интерес к личной гигиене, нарушена координация движений. Лечение стоматологических заболеваний, к сожалению, зачастую возможно только в условиях стационара под общим обезболиванием. Поэтому профилактика кариеса и заболеваний полости рта, а также мотивация к гигиене полости рта выходят на первое место в борьбе с патологиями полости рта у детей с аутизмом [4].
Цель работы: разработать и изучить эффективность комплексной программы профилактики заболеваний полости рта для детей с аутизмом.
Задачи исследования:
- изучить стоматологический статус детей с аутизмом;
- разработать комплекс профилактических мероприятий с учетом особенностей детей с аутизмом.
Материалы и методы исследования
Согласно ФЗ N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” от 21.11.2011 (с изменениями от 6 марта 2019 г.), приказу Министерства здравоохранения РФ No 1177н “Об утверждении порядка дачи ин- формированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от меди- цинского вмешательства в отношении опре- деленных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешатель- ства” от 20 декабря 2012 г. (с изменениями от 10 августа 2015 г.), перед началом исследо- вания и осмотра пациентов были получены информированные согласия родителей или законных представителей детей, участвую- щих в обследовании. Родителям, законным представителям были даны разъяснения по применяемым методам, которые использо- вались в ходе исследования.
В клиническом исследовании принима- ли участие 35 детей в возрасте от 12-15 лет с диагнозом F84.0 “Детский аутизм”, находя- щихся на диспансерном учете в психоневро- логических учреждениях г. Владивостока и г. Уссурийска (1-я группа) и 45 детей в воз- расте от 12-15 лет, не имеющих психических заболеваний (2-я группа).
Клиническое исследование включало в себя:
- Определение интенсивность кариеса по индексам КПУ+кп, КПУ.
- Определение распространенности кариеса по проценту лиц, имеющих кариес зубов от числа обследованных.
- Определение индекса гингивита GI (H.Loe, J.Sileness, 1963).
- Уровень гигиены полости рта изучали с помощью упрощенного индекса OHI-S (J.S.Green, J.K.Vermillion, 1964).
Осмотр полости рта проводился соглас- но рекомендациям ВОЗ и с использованием стандартного набора стоматологических ин- струментов. Все полученные данные вноси- лись в медицинскую карту стоматологиче- ского больного. Статистическую обработку данных проводили при помощи програм- много обеспечения “Microsoft Excel 2010”, Statistica 6.0.
Профилактические мероприятия прово- дились только детям с аутизмом для опреде- ления эффективности программы.
Программа профилактики состоит из нескольких блоков:
1-й блок. Обучение гигиене полости рта.
Учитывая особенности восприятия ин- формации у детей с аутизмом, нами была раз- работана специальная программа обучения, которая включала в себя демонстрацию слай- дов со всеми этапами ухода за полостью рта. Далее, для закрепления полученной информа- ции, детям предлагали продемонстрировать увиденное на игрушках и куклах. После 2-3 занятий детям предлагали провести гигиену полости рта самостоятельно. По окончании тренировки мы показывали фильм о гигиене полости рта, разработанный и снятый нами специально для детей с аутизмом.
2-й блок. Уроки обучения гигиене для родителей.
Эта часть программы направлена на информирование родителей о причинах заболевания кариесом и другими болезня- ми полости рта, о современных методах их профилактики с учетом особенностей детей. Также информационный блок включает в себя авторский лекционный курс “Временный и постоянный прикус: только факты”.
3-й блок. Проведение профессиональных мероприя- тий по профилактике кариеса и других заболеваний полости рта.
Программа профилактики кариеса и бо- лезней полости рта включала в себя:
- проведение профессиональной гигиены полости рта с применением щеток и пасты, а также применяли ультразвуковое обо- рудование для снятия твердых зубных отложений;
- применение препарата “Глуфторэд” для глубокого фторирования;
- назначение препарата “Имудон” согласно инструкции.
Результаты исследования
При оценке индекса гигиены полости рта результаты в группе 1 распределились следующим образом: из 35 детей — 8% име- ет средний уровень гигиены, 38% — плохой уровень гигиены, а 54% обследованных де- тей — очень плохой уровень гигиены. При определении уровня гигиены полости рта у детей, входящих в группу 2, было установ- лено, что значение индекса гигиены равно 0,75±0,11, что существенно меньше, чем в группе 1 (2,51±0,05, р<0,05).
Интенсивность кариеса в группе 1 соста- вила 9,68±0,10, что характеризуется как очень высокий уровень интенсивности кариеса в исследуемой группе. Однако в группе 2 ин- тенсивность кариеса равна 5,37±0,13 (р<0,05) — высокий уровень интенсивности кариозно- го процесса. При этом в группе 1 преобладал компонент “К”, вероятнее всего, потому что дети с нарушением психического здоровья реже обращаются за плановой санацией по- лости рта и стоматологическая помощь им чаще оказывается при развитии болевого синдрома в условиях стационара.
Распространенность кариозного процесса рассчитывали для временных и постоянных зубов отдельно в каждой из групп исследо- вания (рис. 1).
Распространенность кариеса временных зубов в группе 1 оказалась несколько вы- ше, чем в группе сравнения и составила 20% (7 детей), что объясняется поздней сменой прикуса у детей с нарушением психическо- го здоровья. В группе 2 лишь у троих детей были обнаружены кариозные полости вре- менных зубов, что характеризует уровень распространенности кариеса временных зу- бов как низкий и составляет 7%. Данные о распространенности кариозного процесса в постоянном прикусе у детей, страдающих аутизмом, выше, чем в группе сравнения. Это объясняется особенностями поведения па- циентов с аутизмом: отсутствие мотивации к личной гигиене, неконтролируемые дви- жения и плохая координация рук.
При обследовании пациентов в обеих группах исследования, нами было изучено состояние тканей пародонта. Неудовлетво- рительная гигиена полости рта, наличие ка- риозных зубов, а также прием множества лекарственных препаратов приводят к воспа- лению, кровоточивости десен: так, в группе 1 гингивальный индекс составил 1,20±0,01 (р<0,05) и у всех пациентов диагностирован гингивит средней степени тяжести. В свою очередь, в контрольной группе нами не бы- ло выявлено ни одного пациента с высоким гингивальным индексом и в целом уровень индекса GI (H.Loe, J.Sileness, 1963) составил 0,30±0,02 (р<0,05).
После первичного обследования и опре- деления основных стоматологических пока- зателей, всем пациентам была проведена про- фессиональная гигиена полости рта, ремине- рализующая терапия препаратом “Глуфторэд”, с целью повышения местного иммунитета был назначен препарат “Имудон”.
Нами было проведено лечение кариоз- ных полостей у детей с аутизмом с примене- нием стеклоиономерного цемента. Однако, несмотря на разработанную нами программу обучения перед посещением стоматолога, в силу особенностей заболевания не все дети смогли пройти лечение кариеса.
В ближайшие после проведения профи- лактических мероприятий сроки выявлена положительная динамика индексов гигиены и гингивита (табл. 2).
Анализируя сводную таблицу резуль- татов, можно сделать выводы, что индексы гигиены и гингивита снизились, а значит, применяемая программа профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом может применяться в практике врача-стоматолога.
Выводы
Проведенное нами исследование позво- лило сделать следующие выводы:
- Дети с аутизмом имеют более низкий уро- вень гигиены полости рта по сравнению с детьми, не имеющими психических за- болеваний.
- Выявлен высокий уровень распространен- ности и интенсивности кариеса у детей с аутизмом.
- Показатели индекса GI у детей с аутизмом существенно выше по сравнению с детьми контрольной группы.
- Дети с аутизмом нуждаются в профилактике стоматологических заболеваний, необхо- димо адаптировать имеющиеся программы профилактики с учетом особенностей их заболевания.
ЛИТЕРАТУРА:
- Лебедева, И.Р. Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости и организация реабилитационной помощи / И.Р.Лебедева: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Томск, 2009. - 20 с.
- Стоматологический статус населения Дальневосточного региона / Г.И.Оскольский, И.Д.Ушницкий, Е.Б.Завгородняя, А.В.Юркевич, Н.М.Машина, В.И.Баишева // Эндодонтия Today. - 2012. - No 3. - С. 10-14.
- Тарасова, Н.В. Проблемы организации стоматологической помощи в детских психоневрологических учреждениях в современных условиях / Н.В.Тарасова, В.Г.Галонский // Российский стоматологический журнал. - 2012. - No 4. - С. 45-50.
- Baio, J. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years // Autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2010. Morbidity and Mortality Weekly Report. - 2014. - Vol. 63. - P. 1-21.
- Training children with autism spectrum disorder to undergo oral assessment using a digital iPad application / G.Lefer, A.Rouches, P.Bourdon, S.L.Cazaux / European Archives of Pediatric Dentistry. - 2018. - https: // doi.org / 10.1007 / s40368018-0398-9.
Автор книги
|
Е.О.Алексеева, А.М.Ковалевский |
Год выпуска
|
2019 |