ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПО УХОДУ ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Нет в наличии
Описание
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена изучению уровня стоматологических знаний и гигиенических умений у подростков, обучающихся в старших классах школы №176 Нижнего Новгорода, с использованием индивидуально разработанной анкеты. Анкета включала в себя 21 вопрос: об индивидуальной гигиене полости рта, о выборе предметов и средств гигиены полости рта, частоте гигиенического ухода за полостью рта в домашних условиях, о наличии воспалительных заболеваний полости рта и зубочелюстных аномалий на момент анкетирования, об источниках гигиенических знаний и умений школьников, о психоэмоциональном отношении детей к процедурам гигиенического ухода за полостью рта и периодическим посещениям врача-стоматолога. На основании проведенного анкетирования подростков 14 лет можно сделать вывод о низком уровне знаний детей по выбору предметов и средств для гигиены полости рта и необходимости регулярного стоматологического просвещения для профилактики и раннего выявления факторов риска развития заболеваний тканей пародонта у старшеклассников.
Ключевые слова: подростки, профилактика, стоматологическое просвещение, анкета.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению частоты воспалительных заболеваний пародонта у детей. Первые признаки заболеваний пародонта появляются уже с 12 лет, а распространенность заболеваний пародонта у подростков составляет от 45 до 91% [1, 2].
В настоящее время установлена взаимосвязь между состоянием тканей пародонта и низким уровнем гигиены полости рта, что свидетельствует о недостаточном стоматологическом просвещении [3]. По данным научных исследований отмечено, что низкий уровень гигиенических навыков у детей и взрослых связан с социально-бытовыми условиями, культурой, образованием [4]. Распространенность заболеваний пародонта можно реально снизить только при участии семьи в выработке привычек здорового образа жизни у ребенка [5]. Многие родители недостаточно осведомлены о многообразии выбора предметов и средств гигиены полости рта для детей разных возрастов [6] и выбирают взрослую продукцию, не учитывая возрастные особенности развития ЧЛО подростков. Чаще всего единичные знания о гигиене полости рта семьи получают из телевизионной рекламы и ярких брошюр. По мере взросления детей родители перестают контролировать качество гигиены полости рта ребенка, считая их самостоятельными и ответственными за свое здоровье [7], а подростки не соблюдают гигиену полости рта в нужном объеме [8, 9]. Таким образом, дети ухаживают за полостью рта практически без внимания со стороны родителей и врача-стоматолога [10].
Цель исследования – изучить уровень знаний по выбору предметов и средств гигиены и гигиенических навыков у 14-летних школьников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Нами было проведено обследование детей в возрасте 14 лет, учащихся школы №176 города Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 71 школьник, среди которых 31 девочка (44%) и 40 мальчиков (56%). После получения положительного информированного согласия на обследование детей от их родителей подростки прошли анкетирование по индивидуально разработанной нами анкете, состоящей из 21 вопроса, касающихся знаний о профессиональной гигиене, о выборе предметов и средств гигиены полости рта, о наличии тех или иных признаков заболеваний тканей пародонта, о вредных привычках подростков. Следующим этапом был осмотр полости рта школьников с определением интенсивности кариеса, гигиенического состояния и выявлением признаков воспаления тканей пародонта. После этого старшеклассники обучались стандартному методу чистки зубов на моделях, проводилась контролируемая чистка зубов. Гигиеническое просвещение этих подростков нами проводилось два раза в месяц в течение трех месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам проведенного анкетирования были получены следующие результаты. Индивидуальная гигиена полости осуществляется детьми следующим образом: два раза в день чистят зубы 39 (54,5%) опрошенных школьников – 19 девочек (26,5%) и 20 мальчиков (28%); чистят зубы регулярно один раз в день 23 человека (32,5%) – 7 девочек (10%) и 16 мальчиков (22,5%); дети, которые гигиену полости рта осуществляют нерегулярно, пропускают 1 или 2 дня без чистки зубов – 4 подростка (6%): 1 девочка (1,5%), 3 мальчика (4,5%) и чистят зубы после каждого приема пищи только 5 человек (7%): 4 девочки (5,5%) и 1 мальчик (1,5%). Со слов школьников, гигиенические навыки по стандартному методу чистки зубов получили от родственников 36 человек (50,5%), из них 13 девочек (18%) и 23 мальчика (32,5%), научил врач-стоматолог 7 подростков (10%): 3 девочки (4,5%) и 4 мальчика (5,5%), сами учились ухаживать за полостью рта 14 учащихся (20%): 9 девочек (13%), 5 мальчиков (7%), и не помнят, кто их обучал гигиене полости рта, 14 детей (19,5%): 8 девочек (11%) и 6 мальчиков (8,5%) (рис. 1).

Качество гигиены полости рта обеспечивается правильностью выбора зубной щетки и дополнительных предметов и средств гигиены полости рта в соответствии с возрастом ребенка. Так, мануальной щеткой пользуются 64 (90%) из обследованных детей: 27 девочек (38%) и 37 мальчиков (52%), электрической – 7 человек (10%): 3 девочки (4.5%), 4 мальчика (5,5%). При этом мягкую по жесткости щетку выбирают 9 школьников (13%): 2 девочки (3%) и 7 мальчиков (10%), мануальную щетку средней жесткости – 40 подростков (56%): 21 девочка (29,5%) и 19 мальчиков (26,5%), жесткую щетку – 4 человека (6%): 2 девочки (3%) и 2 мальчика (3%), не знают про уровень жесткости своей щетки 18 детей (25%): 5 девочек (7%) и 13 мальчиков (18%). Зубную нить используют ежедневно 3 подростка (4,5%): 2 девочки (3%) и 1 мальчик (1,5%), редко – 21 школьник (29,5%): 13 девочек (18%) и 8 мальчиков (11,5%), не используют данный гигиенический предмет – 47 (66%): 15 девочек (21%) и 32 мальчика (45%). Зубной ершик используют при уходе за полостью рта постоянно 3 человека (4,5%): 1 (1,5%) девочка и 2 (3%) мальчика, редко – 1 мальчик (1,5%), не пользуются 67 подростков (94%): 29 (41%) девочек и 38 (53%) мальчиков. Ополаскиватель для полости рта применяют часто 11 (15,5%) школьников: 4 девочки (5,5%) и 7 мальчиков (10%), редко – 26 учащихся (36,5%): 11 девочек (15,5%) и 15 мальчиков (21%), не используют данное гигиеническое средство 34 ребенка (48%): 15 девочек (21%) и 19 мальчиков (27%). Пенку для полости рта подростки применяют часто – 2 ребенка (3%): 1 девочка (1,5%) и 1 мальчик (1,5%), редко – 7 детей (10%): 5 девочек (7%) и 2 мальчика (3%), не используют данное гигиеническое средство 62 подростка (87%): 24 девочки (33,5%) и 38 мальчиков (53,5%) (рис. 2).

В данном возрасте продолжается рост и развитие челюстно-лицевой области, что обеспечивается не только сбалансированным питанием ребенка (белки, жиры и углеводы), но и жесткостью пищи, которая способствует правильному и равномерному развитию челюстных костей и жевательных мышц старшеклассника. Поэтому при оценке характера питания учитывалось наличие в рационе детей сырых овощей и фруктов. Согласно полученным результатам жесткую пищу употребляют постоянно 43 ребенка (60,5%): 22 (31%) девочки и 21 (29,5%) мальчик; едят, но редко – 27 человек (38%): 8 (11%) девочек и 19 (27%) мальчиков; не употребляет данный вид пищи – 1 мальчик (1,5%).
Данный детский возраст (14 лет) важен для выявления зубочелюстных аномалий и вредных привычек, которые способствуют появлению и развитию первых признаков заболеваний пародонта. Про наличие у них нарушений прикуса знают 15 (21%) подростков: 5 девочек (7%) и 10 мальчиков (14%); ответили, что у них нет данной патологии, 34 человека (48%): 14 (20%) девочек и 20 (28%) мальчиков; не знают об этом 22 школьника (31%): 11 девочек (15,5%) и 11 мальчиков (15,5%). Вредных привычек нет у 42 (59%) подростков: 16 (22,5%) девочек и 26 (36,5%) мальчиков; есть вредные привычки у 29 (41%) детей: 14 (20%) девочек и 15 (21%) мальчиков, из них грызут ногти 15 человек (21%): 13 девочек (18%) и 2 мальчика (3%), грызут ручки, карандаши 14 учащихся (20%): 1 девочка (1,5%) и 13 мальчиков (18,5%). Пальцевой массаж десен для профилактики воспалительных заболеваний тканей пародонта и развития зубочелюстных аномалий проводят регулярно – 1 девочка (1,5%); редко – 3 школьника (4,5%): 1 девочка (1,5%) и 2 мальчика (3%); не делают – 67 подростков (94%): 28 девочек (39%) и 39 мальчиков (55%). Ирригатором для массажа десен не пользуются 71 человек (100%). На вопрос о лечении у ортодонта ответили, что не наблюдались у данного врача – 58 (81,5%) школьников: 23 девочки (32,5%) и 35 мальчиков (49%); знают про необходимость консультаций у врача-ортодонта и находятся на лечении у него в настоящее время 7 детей (10%): 5 девочек (7%) и 2 мальчика (3%); уже прошли ортодонтическое лечение – 6 учащихся (8,5%): 2 девочки (3%) и 4 мальчика (5,5%) (рис. 3).

Первым показателем наличия воспалительного процесса в тканях пародонта является появление кровоточивости десен. Данный признак присутствует во время чистки зубов у 27 (38%) школьников: 10 девочек (14%) и 17 мальчиков (24%). Нет кровоточивости десен у 44 (62%) детей: 20 девочек (28%) и 24 мальчиков (34%). Десны кровоточат каждый день только у 3 (4,5%) мальчиков; кровоточат 1 раз в месяц у 5 человек (7%): 4 девочек (5,5%) и 1 мальчика (1,5%); кровоточат нерегулярно у 19 подростков (26,5%): 6 девочек (8,5%) и 13 мальчиков (18%). Признаков кровоточивости десен во время приема пищи при опросе детей не выявлено.
Для детей любого возраста важно периодически посещать врача-стоматолога и проводить лечебно-профилактические мероприятия для профилактики основных стоматологических заболеваний. Регулярно, 1 или 2 раза в год, посещают врача-стоматолога 21 ребенок (29,5%): 13 девочек (18%) и 8 мальчиков (11,5%); редко – 20 школьников (28%): 6 девочек (8,5%) и 14 мальчиков (19,5%); посещают только при острой необходимости – 30 человек (42%): 11 девочек (15,5%) и 19 мальчиков (26,5%). Про процедуру профессиональной гигиены полости рта знают 34 учащихся (48%): 18 девочек (25%) и 16 мальчиков (23%); не знают о данной гигиенической процедуре 37 детей (52%): 12 девочек (17%) и 25 мальчиков (35%). Проводят профессиональную гигиену полости рта 1 раз в год 18 школьников (25%): 9 девочек (12,5%) и 9 мальчиков (12,5%); 2 раза в год – только 2 девочки (3%); проводили данную процедуру, но давно – 14 человек (20%): 8 девочек (11%) и 6 мальчиков (9%); не проводили никогда – 37 подростков (52%): 12 девочек (17%) и 25 мальчиков (35%).
Про необходимость постоянного ухода за полостью рта для профилактики заболеваний зубов и десен, приводящих к потере постоянных зубов, знают 37 детей (52%): 17 девочек (24%) и 20 мальчиков (28%); сейчас у них все хорошо, и они не думают о зубах и деснах – 30 школьников (42%): 12 девочек (17%) и 18 мальчиков (25%); не знают об этом – 4 ребенка (6%): 1 девочка (1,5%) и 3 мальчика (4,5%). Данная анкета заставила задуматься о важности правильного ухода за полостью рта 56 подростков (78,5%): 26 девочек (36,5%) и 30 мальчиков (42%); ответили «нет» на данный вопрос 6 детей (8,5%): 1 девочка (1,5%) и 5 мальчиков (7%); ответ был «мне все равно» у 9 учащихся (13%): 3 девочек (4,5%) и 6 мальчиков (8,5%) (рис. 4).

ВЫВОДЫ
Результаты анкетирования 14-летних школьников выявили низкий уровень знаний детей по выбору предметов и средств гигиены, а также недостаточный объем навыков по индивидуальной гигиене полости рта. Около 50% подростков недооценивают роль вредных привычек, важность рационального питания и необходимость употребления жесткой пищи в профилактике формирования нарушений прикуса и заболеваний пародонта. Каждый второй школьник не придает значения предотвращению развития стоматологических заболеваний, периодическому посещению врача-стоматолога детского и врачаортодонта, а также своевременному проведению лечебно-профилактических мероприятий. Данное исследование подчеркивает важность и необходимость регулярного стоматологического просвещения подростков для профилактики заболеваний тканей пародонта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермуханова Г.Т., Камиева З.Р., Ибрагимова К.Х. Распространенность и особенности заболеваний пародонта у детей. Научная дискуссия: вопросы медицины. 2015;10-11(30):110-118. [Yermukhanova G.T., Kamieva Z.R., Ibragimova K. Kh. Prevalence and characteristics of periodontal diseases in children. Nauchnaya Diskussiya: Voprosy Meditsiny. 2015;10-11(30):110-118.] (In Russ).
2. Драчев С.Н., Юшманова Т.Н., Ипатов О.Н. Оценка стоматологического здоровья 12-летних детей, проживающих в районах с разной экологической напряженностью. Экология человека. 2008;9:33-36. [Drachev S.N., Yushmanova T.N., Ipatov O.N. Assessment of oral health in 12-year-old children living in the areas of different environmental tensions. Ekologiya Cheloveka. 2008;9:33-36.] (In Russ).
3. Тапешкина Н.В. Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность. Здоровье населения и среда обитания. 2017;3(288):43-46. [Tapeshkina N.V. Hygienic education of children and adolescents: the past and the present. Zdorovie Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2017;3(288):43-46.] (In Russ).
4. Копытов А.А., Гонтарев С.Н., Чернигов И.М., Пащенко Л.Б. Коммуникационный аспект воздействия на усвоение подростком гигиенических навыков. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2012;17(4):144-148. [Kopytov A.A., Gontarev S.N., Chernigov I.M., Pashchenko L.B. The communication aspect of impact on the hygiene learning in teenagers. Nauchnye Vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Medicina. Farmaciya. 2012;17(4):144-148.] (In Russ).
5. Багдасарова О.А., Хамадеева А.М., Горячева В.В. Анализ ситуации по оказанию стоматологической помощи детскому населению Самары. Современные проблемы науки и образования. 2015;4:448. [Bagdasarova O.A., Khamadeeva A.M., Goryacheva V.V. Situational analysis of the dental care provision to the child population in Samara. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya. 2015;4:448.] (In Russ).
6. Маслак Е.Е., Родионова А.С., Лунева Н.А., Арже новская Е.Н. Зубные пасты для детей: основания выбора. Новое в стоматологии. 2010;6:16-18. [Maslak E.E., Rodionova A.S., Luneva N.A., Arzhenovskaya E.N. Children’s toothpastes: basis of choice. Novoe v Stomatologii. 2010;6:16-18.] (In Russ).
7. Луцкая И.К. Индивидуальная гигиена полости рта у детей. Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2014;3:5-7. [Lutskaya I.K. Individual oral hygiene in children. Pediatriya. Prilozhenie k Zhurnalu Consilium Medicum. 2014;3:5-7.] (In Russ).
8. Ландинова В.Д., Морозова С.И., Таболина Е.С., Савельева Н.А. и др. Оценка устойчивости сформированной внутренней мотивации подростков к сохранению стоматологического здоровья путем рациональной гигиены полости рта. Институт стоматологии. 2011; 4(53): 20-21. [Landinova V.D., Morozova S.I., Tabolina E.S., Savelieva N.A., et al. Assessing the sustainability of formed intrinsic motivation to preserve dental health through rational oral hygiene among adolescents. Institut Stomatologii. 2011; 4(53):20-21.] (In Russ).
9. Казарина Л.Н., Вдовина Л.В., Пурсанова А.Е., Элларян Л.К. и др. Оценка стоматологического статуса у студентов 2-го курса стоматологического факультета Нижегородской государственной медицинской академии. Стоматология детского возраста и профилактика. 2012;11(2):54-57. [Kazarina L.N., Vdovina L.V., Pursanova A.E., Ellaryan L.K., et al. Evaluation of dental status in 2nd year students of the Dentistry Department of the Nizhny Novgorod State Medical Academy. Stomatologiya Detskogo Vozrasta i Profilaktika. 2012;11(2):54-57.] (In Russ).
10. Жаркова О.А. Образовательно-профилакти ческая программа «Здоровую улыбку детям» среди детских дошкольных учреждений и средних школ города Витебска. Стоматология. Эстетика. Инновации. 2017;1:103-110. [Zharkova O.A. Educational and prophylactic program “Healthy Smile to Children” among kindergartens and secondary schools in Vitebsk. Stomatologiya. Estetika. Innovatsii. 2017;1:103-110.] (In Russ).
Статья посвящена изучению уровня стоматологических знаний и гигиенических умений у подростков, обучающихся в старших классах школы №176 Нижнего Новгорода, с использованием индивидуально разработанной анкеты. Анкета включала в себя 21 вопрос: об индивидуальной гигиене полости рта, о выборе предметов и средств гигиены полости рта, частоте гигиенического ухода за полостью рта в домашних условиях, о наличии воспалительных заболеваний полости рта и зубочелюстных аномалий на момент анкетирования, об источниках гигиенических знаний и умений школьников, о психоэмоциональном отношении детей к процедурам гигиенического ухода за полостью рта и периодическим посещениям врача-стоматолога. На основании проведенного анкетирования подростков 14 лет можно сделать вывод о низком уровне знаний детей по выбору предметов и средств для гигиены полости рта и необходимости регулярного стоматологического просвещения для профилактики и раннего выявления факторов риска развития заболеваний тканей пародонта у старшеклассников.
Ключевые слова: подростки, профилактика, стоматологическое просвещение, анкета.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению частоты воспалительных заболеваний пародонта у детей. Первые признаки заболеваний пародонта появляются уже с 12 лет, а распространенность заболеваний пародонта у подростков составляет от 45 до 91% [1, 2].
В настоящее время установлена взаимосвязь между состоянием тканей пародонта и низким уровнем гигиены полости рта, что свидетельствует о недостаточном стоматологическом просвещении [3]. По данным научных исследований отмечено, что низкий уровень гигиенических навыков у детей и взрослых связан с социально-бытовыми условиями, культурой, образованием [4]. Распространенность заболеваний пародонта можно реально снизить только при участии семьи в выработке привычек здорового образа жизни у ребенка [5]. Многие родители недостаточно осведомлены о многообразии выбора предметов и средств гигиены полости рта для детей разных возрастов [6] и выбирают взрослую продукцию, не учитывая возрастные особенности развития ЧЛО подростков. Чаще всего единичные знания о гигиене полости рта семьи получают из телевизионной рекламы и ярких брошюр. По мере взросления детей родители перестают контролировать качество гигиены полости рта ребенка, считая их самостоятельными и ответственными за свое здоровье [7], а подростки не соблюдают гигиену полости рта в нужном объеме [8, 9]. Таким образом, дети ухаживают за полостью рта практически без внимания со стороны родителей и врача-стоматолога [10].
Цель исследования – изучить уровень знаний по выбору предметов и средств гигиены и гигиенических навыков у 14-летних школьников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Нами было проведено обследование детей в возрасте 14 лет, учащихся школы №176 города Нижнего Новгорода. В нем приняли участие 71 школьник, среди которых 31 девочка (44%) и 40 мальчиков (56%). После получения положительного информированного согласия на обследование детей от их родителей подростки прошли анкетирование по индивидуально разработанной нами анкете, состоящей из 21 вопроса, касающихся знаний о профессиональной гигиене, о выборе предметов и средств гигиены полости рта, о наличии тех или иных признаков заболеваний тканей пародонта, о вредных привычках подростков. Следующим этапом был осмотр полости рта школьников с определением интенсивности кариеса, гигиенического состояния и выявлением признаков воспаления тканей пародонта. После этого старшеклассники обучались стандартному методу чистки зубов на моделях, проводилась контролируемая чистка зубов. Гигиеническое просвещение этих подростков нами проводилось два раза в месяц в течение трех месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам проведенного анкетирования были получены следующие результаты. Индивидуальная гигиена полости осуществляется детьми следующим образом: два раза в день чистят зубы 39 (54,5%) опрошенных школьников – 19 девочек (26,5%) и 20 мальчиков (28%); чистят зубы регулярно один раз в день 23 человека (32,5%) – 7 девочек (10%) и 16 мальчиков (22,5%); дети, которые гигиену полости рта осуществляют нерегулярно, пропускают 1 или 2 дня без чистки зубов – 4 подростка (6%): 1 девочка (1,5%), 3 мальчика (4,5%) и чистят зубы после каждого приема пищи только 5 человек (7%): 4 девочки (5,5%) и 1 мальчик (1,5%). Со слов школьников, гигиенические навыки по стандартному методу чистки зубов получили от родственников 36 человек (50,5%), из них 13 девочек (18%) и 23 мальчика (32,5%), научил врач-стоматолог 7 подростков (10%): 3 девочки (4,5%) и 4 мальчика (5,5%), сами учились ухаживать за полостью рта 14 учащихся (20%): 9 девочек (13%), 5 мальчиков (7%), и не помнят, кто их обучал гигиене полости рта, 14 детей (19,5%): 8 девочек (11%) и 6 мальчиков (8,5%) (рис. 1).

Качество гигиены полости рта обеспечивается правильностью выбора зубной щетки и дополнительных предметов и средств гигиены полости рта в соответствии с возрастом ребенка. Так, мануальной щеткой пользуются 64 (90%) из обследованных детей: 27 девочек (38%) и 37 мальчиков (52%), электрической – 7 человек (10%): 3 девочки (4.5%), 4 мальчика (5,5%). При этом мягкую по жесткости щетку выбирают 9 школьников (13%): 2 девочки (3%) и 7 мальчиков (10%), мануальную щетку средней жесткости – 40 подростков (56%): 21 девочка (29,5%) и 19 мальчиков (26,5%), жесткую щетку – 4 человека (6%): 2 девочки (3%) и 2 мальчика (3%), не знают про уровень жесткости своей щетки 18 детей (25%): 5 девочек (7%) и 13 мальчиков (18%). Зубную нить используют ежедневно 3 подростка (4,5%): 2 девочки (3%) и 1 мальчик (1,5%), редко – 21 школьник (29,5%): 13 девочек (18%) и 8 мальчиков (11,5%), не используют данный гигиенический предмет – 47 (66%): 15 девочек (21%) и 32 мальчика (45%). Зубной ершик используют при уходе за полостью рта постоянно 3 человека (4,5%): 1 (1,5%) девочка и 2 (3%) мальчика, редко – 1 мальчик (1,5%), не пользуются 67 подростков (94%): 29 (41%) девочек и 38 (53%) мальчиков. Ополаскиватель для полости рта применяют часто 11 (15,5%) школьников: 4 девочки (5,5%) и 7 мальчиков (10%), редко – 26 учащихся (36,5%): 11 девочек (15,5%) и 15 мальчиков (21%), не используют данное гигиеническое средство 34 ребенка (48%): 15 девочек (21%) и 19 мальчиков (27%). Пенку для полости рта подростки применяют часто – 2 ребенка (3%): 1 девочка (1,5%) и 1 мальчик (1,5%), редко – 7 детей (10%): 5 девочек (7%) и 2 мальчика (3%), не используют данное гигиеническое средство 62 подростка (87%): 24 девочки (33,5%) и 38 мальчиков (53,5%) (рис. 2).

В данном возрасте продолжается рост и развитие челюстно-лицевой области, что обеспечивается не только сбалансированным питанием ребенка (белки, жиры и углеводы), но и жесткостью пищи, которая способствует правильному и равномерному развитию челюстных костей и жевательных мышц старшеклассника. Поэтому при оценке характера питания учитывалось наличие в рационе детей сырых овощей и фруктов. Согласно полученным результатам жесткую пищу употребляют постоянно 43 ребенка (60,5%): 22 (31%) девочки и 21 (29,5%) мальчик; едят, но редко – 27 человек (38%): 8 (11%) девочек и 19 (27%) мальчиков; не употребляет данный вид пищи – 1 мальчик (1,5%).
Данный детский возраст (14 лет) важен для выявления зубочелюстных аномалий и вредных привычек, которые способствуют появлению и развитию первых признаков заболеваний пародонта. Про наличие у них нарушений прикуса знают 15 (21%) подростков: 5 девочек (7%) и 10 мальчиков (14%); ответили, что у них нет данной патологии, 34 человека (48%): 14 (20%) девочек и 20 (28%) мальчиков; не знают об этом 22 школьника (31%): 11 девочек (15,5%) и 11 мальчиков (15,5%). Вредных привычек нет у 42 (59%) подростков: 16 (22,5%) девочек и 26 (36,5%) мальчиков; есть вредные привычки у 29 (41%) детей: 14 (20%) девочек и 15 (21%) мальчиков, из них грызут ногти 15 человек (21%): 13 девочек (18%) и 2 мальчика (3%), грызут ручки, карандаши 14 учащихся (20%): 1 девочка (1,5%) и 13 мальчиков (18,5%). Пальцевой массаж десен для профилактики воспалительных заболеваний тканей пародонта и развития зубочелюстных аномалий проводят регулярно – 1 девочка (1,5%); редко – 3 школьника (4,5%): 1 девочка (1,5%) и 2 мальчика (3%); не делают – 67 подростков (94%): 28 девочек (39%) и 39 мальчиков (55%). Ирригатором для массажа десен не пользуются 71 человек (100%). На вопрос о лечении у ортодонта ответили, что не наблюдались у данного врача – 58 (81,5%) школьников: 23 девочки (32,5%) и 35 мальчиков (49%); знают про необходимость консультаций у врача-ортодонта и находятся на лечении у него в настоящее время 7 детей (10%): 5 девочек (7%) и 2 мальчика (3%); уже прошли ортодонтическое лечение – 6 учащихся (8,5%): 2 девочки (3%) и 4 мальчика (5,5%) (рис. 3).

Первым показателем наличия воспалительного процесса в тканях пародонта является появление кровоточивости десен. Данный признак присутствует во время чистки зубов у 27 (38%) школьников: 10 девочек (14%) и 17 мальчиков (24%). Нет кровоточивости десен у 44 (62%) детей: 20 девочек (28%) и 24 мальчиков (34%). Десны кровоточат каждый день только у 3 (4,5%) мальчиков; кровоточат 1 раз в месяц у 5 человек (7%): 4 девочек (5,5%) и 1 мальчика (1,5%); кровоточат нерегулярно у 19 подростков (26,5%): 6 девочек (8,5%) и 13 мальчиков (18%). Признаков кровоточивости десен во время приема пищи при опросе детей не выявлено.
Для детей любого возраста важно периодически посещать врача-стоматолога и проводить лечебно-профилактические мероприятия для профилактики основных стоматологических заболеваний. Регулярно, 1 или 2 раза в год, посещают врача-стоматолога 21 ребенок (29,5%): 13 девочек (18%) и 8 мальчиков (11,5%); редко – 20 школьников (28%): 6 девочек (8,5%) и 14 мальчиков (19,5%); посещают только при острой необходимости – 30 человек (42%): 11 девочек (15,5%) и 19 мальчиков (26,5%). Про процедуру профессиональной гигиены полости рта знают 34 учащихся (48%): 18 девочек (25%) и 16 мальчиков (23%); не знают о данной гигиенической процедуре 37 детей (52%): 12 девочек (17%) и 25 мальчиков (35%). Проводят профессиональную гигиену полости рта 1 раз в год 18 школьников (25%): 9 девочек (12,5%) и 9 мальчиков (12,5%); 2 раза в год – только 2 девочки (3%); проводили данную процедуру, но давно – 14 человек (20%): 8 девочек (11%) и 6 мальчиков (9%); не проводили никогда – 37 подростков (52%): 12 девочек (17%) и 25 мальчиков (35%).
Про необходимость постоянного ухода за полостью рта для профилактики заболеваний зубов и десен, приводящих к потере постоянных зубов, знают 37 детей (52%): 17 девочек (24%) и 20 мальчиков (28%); сейчас у них все хорошо, и они не думают о зубах и деснах – 30 школьников (42%): 12 девочек (17%) и 18 мальчиков (25%); не знают об этом – 4 ребенка (6%): 1 девочка (1,5%) и 3 мальчика (4,5%). Данная анкета заставила задуматься о важности правильного ухода за полостью рта 56 подростков (78,5%): 26 девочек (36,5%) и 30 мальчиков (42%); ответили «нет» на данный вопрос 6 детей (8,5%): 1 девочка (1,5%) и 5 мальчиков (7%); ответ был «мне все равно» у 9 учащихся (13%): 3 девочек (4,5%) и 6 мальчиков (8,5%) (рис. 4).

ВЫВОДЫ
Результаты анкетирования 14-летних школьников выявили низкий уровень знаний детей по выбору предметов и средств гигиены, а также недостаточный объем навыков по индивидуальной гигиене полости рта. Около 50% подростков недооценивают роль вредных привычек, важность рационального питания и необходимость употребления жесткой пищи в профилактике формирования нарушений прикуса и заболеваний пародонта. Каждый второй школьник не придает значения предотвращению развития стоматологических заболеваний, периодическому посещению врача-стоматолога детского и врачаортодонта, а также своевременному проведению лечебно-профилактических мероприятий. Данное исследование подчеркивает важность и необходимость регулярного стоматологического просвещения подростков для профилактики заболеваний тканей пародонта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермуханова Г.Т., Камиева З.Р., Ибрагимова К.Х. Распространенность и особенности заболеваний пародонта у детей. Научная дискуссия: вопросы медицины. 2015;10-11(30):110-118. [Yermukhanova G.T., Kamieva Z.R., Ibragimova K. Kh. Prevalence and characteristics of periodontal diseases in children. Nauchnaya Diskussiya: Voprosy Meditsiny. 2015;10-11(30):110-118.] (In Russ).
2. Драчев С.Н., Юшманова Т.Н., Ипатов О.Н. Оценка стоматологического здоровья 12-летних детей, проживающих в районах с разной экологической напряженностью. Экология человека. 2008;9:33-36. [Drachev S.N., Yushmanova T.N., Ipatov O.N. Assessment of oral health in 12-year-old children living in the areas of different environmental tensions. Ekologiya Cheloveka. 2008;9:33-36.] (In Russ).
3. Тапешкина Н.В. Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность. Здоровье населения и среда обитания. 2017;3(288):43-46. [Tapeshkina N.V. Hygienic education of children and adolescents: the past and the present. Zdorovie Naseleniya i Sreda Obitaniya. 2017;3(288):43-46.] (In Russ).
4. Копытов А.А., Гонтарев С.Н., Чернигов И.М., Пащенко Л.Б. Коммуникационный аспект воздействия на усвоение подростком гигиенических навыков. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2012;17(4):144-148. [Kopytov A.A., Gontarev S.N., Chernigov I.M., Pashchenko L.B. The communication aspect of impact on the hygiene learning in teenagers. Nauchnye Vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Medicina. Farmaciya. 2012;17(4):144-148.] (In Russ).
5. Багдасарова О.А., Хамадеева А.М., Горячева В.В. Анализ ситуации по оказанию стоматологической помощи детскому населению Самары. Современные проблемы науки и образования. 2015;4:448. [Bagdasarova O.A., Khamadeeva A.M., Goryacheva V.V. Situational analysis of the dental care provision to the child population in Samara. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniya. 2015;4:448.] (In Russ).
6. Маслак Е.Е., Родионова А.С., Лунева Н.А., Арже новская Е.Н. Зубные пасты для детей: основания выбора. Новое в стоматологии. 2010;6:16-18. [Maslak E.E., Rodionova A.S., Luneva N.A., Arzhenovskaya E.N. Children’s toothpastes: basis of choice. Novoe v Stomatologii. 2010;6:16-18.] (In Russ).
7. Луцкая И.К. Индивидуальная гигиена полости рта у детей. Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2014;3:5-7. [Lutskaya I.K. Individual oral hygiene in children. Pediatriya. Prilozhenie k Zhurnalu Consilium Medicum. 2014;3:5-7.] (In Russ).
8. Ландинова В.Д., Морозова С.И., Таболина Е.С., Савельева Н.А. и др. Оценка устойчивости сформированной внутренней мотивации подростков к сохранению стоматологического здоровья путем рациональной гигиены полости рта. Институт стоматологии. 2011; 4(53): 20-21. [Landinova V.D., Morozova S.I., Tabolina E.S., Savelieva N.A., et al. Assessing the sustainability of formed intrinsic motivation to preserve dental health through rational oral hygiene among adolescents. Institut Stomatologii. 2011; 4(53):20-21.] (In Russ).
9. Казарина Л.Н., Вдовина Л.В., Пурсанова А.Е., Элларян Л.К. и др. Оценка стоматологического статуса у студентов 2-го курса стоматологического факультета Нижегородской государственной медицинской академии. Стоматология детского возраста и профилактика. 2012;11(2):54-57. [Kazarina L.N., Vdovina L.V., Pursanova A.E., Ellaryan L.K., et al. Evaluation of dental status in 2nd year students of the Dentistry Department of the Nizhny Novgorod State Medical Academy. Stomatologiya Detskogo Vozrasta i Profilaktika. 2012;11(2):54-57.] (In Russ).
10. Жаркова О.А. Образовательно-профилакти ческая программа «Здоровую улыбку детям» среди детских дошкольных учреждений и средних школ города Витебска. Стоматология. Эстетика. Инновации. 2017;1:103-110. [Zharkova O.A. Educational and prophylactic program “Healthy Smile to Children” among kindergartens and secondary schools in Vitebsk. Stomatologiya. Estetika. Innovatsii. 2017;1:103-110.] (In Russ).
Характеристики
Автор книги
|
О.В. ЛЕКОМЦЕВА, С.Ю. КОСЮГА |
Год выпуска
|
2018 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой