Мониторинг реализации программы обязательного медицинского страхования по профилактике стоматологических заболеваний
Нет в наличии
Описание
РЕЗЮМЕ
Цель исследования — мониторинг реализации программы обязательного медицинского страхования по профилактике стоматологических заболеваний. На основании анализа результатов мониторинга выявлена необходимость корректировки и направления совершенствования наблюдаемого процесса. За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи на 1 застрахованного гражданина с 0,186 посещений до 0,211, что не соответствует рекомендуемому показателю и является недостаточным. В динамике расходов на 1 застрахованного гражданина наблюдается тенденция значительного роста в 1,93 раза. Стоимость 1 посещения с профилактической целью также возросла в 1,71 раза, составив в 2018 г. 603,16 руб. Необходимо детальное уточнение методики проведения профилактического осмотра, его трактовки и перечня услуг, оказываемых в этот период.
Ключевые слова: динамика профилактических услуг, стоматологические заболевания, стоимость посещения с профилактической целью, порядок проведения профилактических осмотров.
С выходом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и входящего в его структуру национального проекта «Здравоохранение» проблема профилактики стоматологических заболеваний чрезвычайно актуализировалась. Одной из целей проекта является обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год [1]. В Российской Федерации принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.11 [2].
Современные тенденции реализации национального проекта профилактики должны базироваться на рациональном использовании имеющихся ресурсов, учете показателей стоматологической заболеваемости населения и анализе полученных результатов, при этом должна быть сохранена социальная ориентация системы здравоохранения [3—5]. Ряд авторов отмечают варьирование числа посещений с профилактической целью, которое колеблется в расчете на 1 застрахованного гражданина от 0,01 (Республики Алтай, Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) посещения — различие в 80 раз [6].Наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью.
Установить закономерность развития процесса, медико-экономического обеспечения застрахованных граждан по программе ОМС профилактическими стоматологическими мероприятиями, а также дать прогноз его дальнейшего течения позволяет мониторинг. На основании оценки полученных результатов принимаются управленческие решения о необходимости корректировки и разрабатываются направления совершенствования наблюдаемого процесса.
Цель исследования — мониторинг, анализ, систематизация и установление норматива обеспечения застрахованных граждан профилактическими посещениями по профилю «стоматология».
Материал и методы
Источником информации послужили фрагменты государственных статистических годовых отчетов Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2013—2017 гг. «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма №14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». С целью прогнозирования основных показателей на 2019 г. использовали метод линейной экстраполяции. Экстраполяция — это метод научного исследования, который основан на аппроксимировании прошлых и настоящих тенденций на будущее развитие объекта прогнозирования. Сущность метода заключается в том, что прогнозные величины определяются на основе среднего прироста (снижения) исследуемого показателя за определенный период времени. Ввиду того что мы анализировали эти показатели за пятилетний период, его рабочая формула такова: У5 = У4 +р; р = (р1 + р2 +р3 + р4)/4, где У5 — прогнозный период; У1, У2, У3, У4 —периоды, предшествующие прогнозному периоду (году),р — показатели абсолютного прироста (убыли) за соответствующие периоды времени.
В ходе исследования проводили анализ и оценку показателей, сопоставление и сравнение их в динамике, в определении связи между показателями, их обусловленности.Использованы статистический, экономический, аналитический и графический методы, интерпретация полученных данных и выводов.
Результаты и обсуждение
В Российской Федерации принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.11. Посещения с профилактической целью в 2013—2018 гг. занимают почти четвертую часть всех посещений. В этом периоде регистрируется тенденция роста числа этих посещений на 20%. Абсолютный прирост в 2018 г. относительно базового показателя(2013 г.) равен 10,08% (табл. 1).

За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи с 0,186 посещений до 0,211 посещения на 1 гражданина (рис. 1).Это крайне негативная тенденция, поскольку по всем канонам стоматологии посещать стоматолога с профилактической целью необходимо минимум один раз в год.

Прогнозируемое число посещений с профилактической целью на 1 застрахованного в 2019 г. остается практически неизменным.
Полученная информация свидетельствует о недостаточной санитарно-просветительной работе медицинского и педагогического сообщества и в первую очередь врачей по специальности стоматология, зубных врачей и гигиенистов стоматологических.
Существенным доводом является и то, что стоимость профилактических методов ниже стоимости лечения стоматологических заболеваний. В изучаемом периоде доля затрат на услуги с профилактической целью весьма вариабельна и составляет 18,03% в 2013 г., 20,13% в 2014 г. 28,20% в 2015 г.,26,42% в 2016 г. 24,85% в 2017 г. и 27,20% в 2018 г.; общая сумма затрат увеличилась в 2 раза с 9 430 094 157,90 руб.в 2013 г. до 18 672 293 842,32 руб. в 2018 г. (табл. 2).

Прогнозируемое число расходов на посещения с профилактической целью соответствует 20 520 733 779,20 руб.Мировая стоматологическая практика убедительно доказала, что внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению числа случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей и подростков с интактными зубами [6]. Анализ динамики расходов на 1 застрахованного гражданина позволил установить тенденцию их постоянного роста. Так, в изучаемом периоде они увеличились в 1,93 разаи соответствуют: 65,79 руб. в 2013 г., 79,67 руб. в 2014 г.,114,17 руб. в 2015 г., 106,01 руб. в 2016 г. и 102,41 руб. в 2017 г.,127,13 в 2018 г. (рис. 2).

Настоящее исследование свидетельствует о ежегодном росте затрат на эти услуги. Так, в изучаемом периоде они увеличились в 1,71 раза и соответствуют: 353,07 руб.в 2013 г., 374,90 руб. в 2014 г., 523,42 руб. в 2015 г., 505,65 руб.в 2016 г. и 530,55 руб. в 2017 г., 603,16 в 2018 г. (рис. 3).
Прогнозируемые затраты на 1 посещение с профилактической целью, возможно, будут соответствовать 638,62 руб.в 2019 г.

В соответствии с «Федеральной государственной программой первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России» во всех возрастных группах предполагалось проведение профилактических мероприятий, которые включают в себя обучение правилам чистки зубов и контроль гигиены, выбор зубной пасты, советы по здоровому питанию и др. [2].
Современные тенденции реализации национального проекта профилактики должны базироваться на рациональном использовании имеющихся ресурсов, учете показателей стоматологической заболеваемости населения и анализе полученных результатов, при этом должна быть сохранена социальная ориентация системы здравоохранения. Наиболее информативными являются показатели, отражающие число УЕТ в одном посещении в соответствии с целью посещения. Более 40 мин затрачивается на 1 посещение с профилактической целью (рис. 4).
При этом возникает ряд вопросов: какие услуги осуществляются в период проведения профилактического осмотра, по какой методике он проводится, какими нормативными документами регламентирован порядок его проведения?
Для уточнения времени проведения профилактического приема обратимся к нормативной правовой документации. На протяжении последних лет этими документами являются «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», в которых представлен рекомендуемый классификатор основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи, оказанной в амбулаторных условиях, выраженной в УЕТ (табл. 3). Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.12.12 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях профилактического медицинского осмотра взрослого населения(в возрасте 18 лет и старше), однако вопросы, касающиеся стоматологической практики, в этом документе не отражены. Правила прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров: профилактических, предварительных при поступлении в образовательные учреждения и периодических в период обучения в них (далее также — медицинские осмотры) утверждены одноименным приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. №1346н. В этом документе предусмотрено участие стоматолога детского, однако методика проведения профилактических осмотров не освещена.

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних регламентирован одноименным приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.17 №514н (с изменениями на 13.06.19). Этот приказ утверждает:
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.17 №514н (с изменениями на 13.06.19). «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» предусмотрено, что периодические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)».
Образовательное учреждение вправе организовать проведение периодических осмотров в структурном подразделении образовательного учреждения, осуществляющем медицинскую деятельность, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «педиатрии».
Исходя из этого необходимо заметить, что проведение профилактических осмотров в иных условиях (на стульчике, на коленке и проч.) недопустимо.
В постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189 «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)подчеркивается, что кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Если стоматологический кабинет не оборудован,то профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка [7].
Учет рабочего времени врачей, участвующих в проведении профилактических осмотров по специальности стоматология, проводится в соответствие с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». Врачи по специальности (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача-челюстно-лицевого хирурга) зубной врач, зубной техник имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю (приложение №2 этого документа).
Заключение
За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи на 1 застрахованного гражданина с 0,186 посещений до 0,211,что не соответствует рекомендуемому показателю и является недостаточным. В динамике расходов на 1 застрахованного гражданина наблюдается тенденция значительного роста в 1,93 раза. Стоимость 1 посещения с профилактической целью в динамике также увеличилась в 1,71 раза,составив в 2018 г. 603,16 руб. Необходимо детальное уточнение методики проведения профилактического осмотра,его трактовки и перечня услуг, оказываемых в этот период.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.18 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс].Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.18 No. 204«on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024».https://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf/
2. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России. Дата обращения 11.03.17.Federal state program for primary prevention of dental diseases among the Russian population».https://gigienist.ru/docs/fed.programma.pdf
3. Бутова В.Г., Бойков М.И., Алпатова Л.М., Рамбовский А.И. Проблемы формирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при стоматологических заболеваниях. Институт стоматологии. 2014;2:10-12.Butova VG, Boikov MI, Alpatova LM, Rambovsky AI. Problems of formation of the territorial program of state guarantees of free provision of medical care to citizens for dental diseases. Institut stomatologii. 2014;2:10-12.
4. Бутова В.Г., Бойков М.И., Зуев М.В. Финансирование медицинской помощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях в сфере ОМС. Институт стоматологии. 2015;1(66):9-10.Butova VG, Boikov MI, Zuev MV. Financing of medical care provided fordental diseases in outpatient settings in the field of MHI. Institut stomatologii.2015;1(66):9-10.
5. Бутова В.Г., Бойков М.И. Оплата по посещениям амбулаторной медицинской помощи в системе ОМС по профилю «Стоматология». Стоматология. 2016;95(2):68-72.Butova VG, Boikov MI. Payment for visits to outpatient medical care in theMHI system according to the profile «Dentistry». Stomatologiya (Stomatology). 2016;95(2):68-72.
6. Шевченко О.В., Бутова В.Г. Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «стоматология». Стоматология. 2017;96(6):17-22.Shevchenko OV, Butova VG. Dynamics of visits with a preventive purpose in the system of compulsory medical insurance for the profile «Dentistry».Stomatologiya (Stomatology). 2017;96(6):17-22.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р (ред. от 28.09.18)«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Консультант плюс.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/
8. Specifics of medical examinations of children. [Electronic resource]. Accessmode: Chief freelance specialist Of the Moscow Department of health forprimary health care for children, first Deputy Director of the state institution «Directorate for coordination of activities of medical organizations of DZM».https://navigator.mosgorzdrav.ru/columns/zdorove_detey/spetsifika_meditsinskikh_osmotrov_detey/
Цель исследования — мониторинг реализации программы обязательного медицинского страхования по профилактике стоматологических заболеваний. На основании анализа результатов мониторинга выявлена необходимость корректировки и направления совершенствования наблюдаемого процесса. За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи на 1 застрахованного гражданина с 0,186 посещений до 0,211, что не соответствует рекомендуемому показателю и является недостаточным. В динамике расходов на 1 застрахованного гражданина наблюдается тенденция значительного роста в 1,93 раза. Стоимость 1 посещения с профилактической целью также возросла в 1,71 раза, составив в 2018 г. 603,16 руб. Необходимо детальное уточнение методики проведения профилактического осмотра, его трактовки и перечня услуг, оказываемых в этот период.
Ключевые слова: динамика профилактических услуг, стоматологические заболевания, стоимость посещения с профилактической целью, порядок проведения профилактических осмотров.
С выходом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и входящего в его структуру национального проекта «Здравоохранение» проблема профилактики стоматологических заболеваний чрезвычайно актуализировалась. Одной из целей проекта является обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год [1]. В Российской Федерации принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.11 [2].
Современные тенденции реализации национального проекта профилактики должны базироваться на рациональном использовании имеющихся ресурсов, учете показателей стоматологической заболеваемости населения и анализе полученных результатов, при этом должна быть сохранена социальная ориентация системы здравоохранения [3—5]. Ряд авторов отмечают варьирование числа посещений с профилактической целью, которое колеблется в расчете на 1 застрахованного гражданина от 0,01 (Республики Алтай, Хакасия, Оренбургская область) до 0,8 (Сахалинская область) посещения — различие в 80 раз [6].Наблюдается законодательно закрепленное ежегодное увеличение финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью.
Установить закономерность развития процесса, медико-экономического обеспечения застрахованных граждан по программе ОМС профилактическими стоматологическими мероприятиями, а также дать прогноз его дальнейшего течения позволяет мониторинг. На основании оценки полученных результатов принимаются управленческие решения о необходимости корректировки и разрабатываются направления совершенствования наблюдаемого процесса.
Цель исследования — мониторинг, анализ, систематизация и установление норматива обеспечения застрахованных граждан профилактическими посещениями по профилю «стоматология».
Материал и методы
Источником информации послужили фрагменты государственных статистических годовых отчетов Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2013—2017 гг. «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС в Российской Федерации», форма №14-МЕД (ОМС), раздел «Основные показатели деятельности медицинских организаций по оказанию стоматологической помощи в амбулаторных условиях». С целью прогнозирования основных показателей на 2019 г. использовали метод линейной экстраполяции. Экстраполяция — это метод научного исследования, который основан на аппроксимировании прошлых и настоящих тенденций на будущее развитие объекта прогнозирования. Сущность метода заключается в том, что прогнозные величины определяются на основе среднего прироста (снижения) исследуемого показателя за определенный период времени. Ввиду того что мы анализировали эти показатели за пятилетний период, его рабочая формула такова: У5 = У4 +р; р = (р1 + р2 +р3 + р4)/4, где У5 — прогнозный период; У1, У2, У3, У4 —периоды, предшествующие прогнозному периоду (году),р — показатели абсолютного прироста (убыли) за соответствующие периоды времени.
В ходе исследования проводили анализ и оценку показателей, сопоставление и сравнение их в динамике, в определении связи между показателями, их обусловленности.Использованы статистический, экономический, аналитический и графический методы, интерпретация полученных данных и выводов.
Результаты и обсуждение
В Российской Федерации принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья закреплен федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ-323 от 21.11.11. Посещения с профилактической целью в 2013—2018 гг. занимают почти четвертую часть всех посещений. В этом периоде регистрируется тенденция роста числа этих посещений на 20%. Абсолютный прирост в 2018 г. относительно базового показателя(2013 г.) равен 10,08% (табл. 1).

За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи с 0,186 посещений до 0,211 посещения на 1 гражданина (рис. 1).Это крайне негативная тенденция, поскольку по всем канонам стоматологии посещать стоматолога с профилактической целью необходимо минимум один раз в год.

Прогнозируемое число посещений с профилактической целью на 1 застрахованного в 2019 г. остается практически неизменным.
Полученная информация свидетельствует о недостаточной санитарно-просветительной работе медицинского и педагогического сообщества и в первую очередь врачей по специальности стоматология, зубных врачей и гигиенистов стоматологических.
Существенным доводом является и то, что стоимость профилактических методов ниже стоимости лечения стоматологических заболеваний. В изучаемом периоде доля затрат на услуги с профилактической целью весьма вариабельна и составляет 18,03% в 2013 г., 20,13% в 2014 г. 28,20% в 2015 г.,26,42% в 2016 г. 24,85% в 2017 г. и 27,20% в 2018 г.; общая сумма затрат увеличилась в 2 раза с 9 430 094 157,90 руб.в 2013 г. до 18 672 293 842,32 руб. в 2018 г. (табл. 2).

Прогнозируемое число расходов на посещения с профилактической целью соответствует 20 520 733 779,20 руб.Мировая стоматологическая практика убедительно доказала, что внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению числа случаев потери зубов в молодом возрасте и увеличению числа детей и подростков с интактными зубами [6]. Анализ динамики расходов на 1 застрахованного гражданина позволил установить тенденцию их постоянного роста. Так, в изучаемом периоде они увеличились в 1,93 разаи соответствуют: 65,79 руб. в 2013 г., 79,67 руб. в 2014 г.,114,17 руб. в 2015 г., 106,01 руб. в 2016 г. и 102,41 руб. в 2017 г.,127,13 в 2018 г. (рис. 2).

Настоящее исследование свидетельствует о ежегодном росте затрат на эти услуги. Так, в изучаемом периоде они увеличились в 1,71 раза и соответствуют: 353,07 руб.в 2013 г., 374,90 руб. в 2014 г., 523,42 руб. в 2015 г., 505,65 руб.в 2016 г. и 530,55 руб. в 2017 г., 603,16 в 2018 г. (рис. 3).
Прогнозируемые затраты на 1 посещение с профилактической целью, возможно, будут соответствовать 638,62 руб.в 2019 г.

В соответствии с «Федеральной государственной программой первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России» во всех возрастных группах предполагалось проведение профилактических мероприятий, которые включают в себя обучение правилам чистки зубов и контроль гигиены, выбор зубной пасты, советы по здоровому питанию и др. [2].
Современные тенденции реализации национального проекта профилактики должны базироваться на рациональном использовании имеющихся ресурсов, учете показателей стоматологической заболеваемости населения и анализе полученных результатов, при этом должна быть сохранена социальная ориентация системы здравоохранения. Наиболее информативными являются показатели, отражающие число УЕТ в одном посещении в соответствии с целью посещения. Более 40 мин затрачивается на 1 посещение с профилактической целью (рис. 4).
При этом возникает ряд вопросов: какие услуги осуществляются в период проведения профилактического осмотра, по какой методике он проводится, какими нормативными документами регламентирован порядок его проведения?
Для уточнения времени проведения профилактического приема обратимся к нормативной правовой документации. На протяжении последних лет этими документами являются «Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», в которых представлен рекомендуемый классификатор основных медицинских услуг по оказанию первичной медико-санитарной специализированной стоматологической помощи, оказанной в амбулаторных условиях, выраженной в УЕТ (табл. 3). Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.12.12 №1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях профилактического медицинского осмотра взрослого населения(в возрасте 18 лет и старше), однако вопросы, касающиеся стоматологической практики, в этом документе не отражены. Правила прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров: профилактических, предварительных при поступлении в образовательные учреждения и периодических в период обучения в них (далее также — медицинские осмотры) утверждены одноименным приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. №1346н. В этом документе предусмотрено участие стоматолога детского, однако методика проведения профилактических осмотров не освещена.

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних регламентирован одноименным приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.17 №514н (с изменениями на 13.06.19). Этот приказ утверждает:
- порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних согласно приложению №1;
- учетную форму №030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего» согласно приложению №2;
- порядок заполнения учетной формы №030-ПО/у-17«Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего» согласно приложению №3;
- форму статистической отчетности №030-ПО/о-17«Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних» согласно приложению №4;
- порядок заполнения и сроки представления формы статистической отчетности №030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних» согласно приложению №5.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.08.17 №514н (с изменениями на 13.06.19). «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» предусмотрено, что периодические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)».
Образовательное учреждение вправе организовать проведение периодических осмотров в структурном подразделении образовательного учреждения, осуществляющем медицинскую деятельность, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «педиатрии».
Исходя из этого необходимо заметить, что проведение профилактических осмотров в иных условиях (на стульчике, на коленке и проч.) недопустимо.
В постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 №189 «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)подчеркивается, что кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Если стоматологический кабинет не оборудован,то профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка [7].
Учет рабочего времени врачей, участвующих в проведении профилактических осмотров по специальности стоматология, проводится в соответствие с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности». Врачи по специальности (кроме врача-стоматолога-хирурга, врача-челюстно-лицевого хирурга) зубной врач, зубной техник имеют право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю (приложение №2 этого документа).
Заключение
За период с 2013 по 2018 г. произошло незначительное увеличение объемов профилактической помощи на 1 застрахованного гражданина с 0,186 посещений до 0,211,что не соответствует рекомендуемому показателю и является недостаточным. В динамике расходов на 1 застрахованного гражданина наблюдается тенденция значительного роста в 1,93 раза. Стоимость 1 посещения с профилактической целью в динамике также увеличилась в 1,71 раза,составив в 2018 г. 603,16 руб. Необходимо детальное уточнение методики проведения профилактического осмотра,его трактовки и перечня услуг, оказываемых в этот период.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.18 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс].Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.18 No. 204«on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024».https://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf/
2. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России. Дата обращения 11.03.17.Federal state program for primary prevention of dental diseases among the Russian population».https://gigienist.ru/docs/fed.programma.pdf
3. Бутова В.Г., Бойков М.И., Алпатова Л.М., Рамбовский А.И. Проблемы формирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при стоматологических заболеваниях. Институт стоматологии. 2014;2:10-12.Butova VG, Boikov MI, Alpatova LM, Rambovsky AI. Problems of formation of the territorial program of state guarantees of free provision of medical care to citizens for dental diseases. Institut stomatologii. 2014;2:10-12.
4. Бутова В.Г., Бойков М.И., Зуев М.В. Финансирование медицинской помощи, оказываемой при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях в сфере ОМС. Институт стоматологии. 2015;1(66):9-10.Butova VG, Boikov MI, Zuev MV. Financing of medical care provided fordental diseases in outpatient settings in the field of MHI. Institut stomatologii.2015;1(66):9-10.
5. Бутова В.Г., Бойков М.И. Оплата по посещениям амбулаторной медицинской помощи в системе ОМС по профилю «Стоматология». Стоматология. 2016;95(2):68-72.Butova VG, Boikov MI. Payment for visits to outpatient medical care in theMHI system according to the profile «Dentistry». Stomatologiya (Stomatology). 2016;95(2):68-72.
6. Шевченко О.В., Бутова В.Г. Динамика посещений с профилактической целью в системе обязательного медицинского страхования по профилю «стоматология». Стоматология. 2017;96(6):17-22.Shevchenko OV, Butova VG. Dynamics of visits with a preventive purpose in the system of compulsory medical insurance for the profile «Dentistry».Stomatologiya (Stomatology). 2017;96(6):17-22.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р (ред. от 28.09.18)«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Консультант плюс.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/5c2f5b1d790a1f82d0ca1f2fa0d72e968e6349e7/
8. Specifics of medical examinations of children. [Electronic resource]. Accessmode: Chief freelance specialist Of the Moscow Department of health forprimary health care for children, first Deputy Director of the state institution «Directorate for coordination of activities of medical organizations of DZM».https://navigator.mosgorzdrav.ru/columns/zdorove_detey/spetsifika_meditsinskikh_osmotrov_detey/
Характеристики
Автор книги
|
З.Р. АХМЕДОВА, В.Г. БУТОВА, К.В. УМАРОВА, А.Ю. ЖЕРЕБЦОВ, О.В. ШЕВЧЕНКО |
Год выпуска
|
2021 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой