ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ В ЦЕЛОМ» (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ХАБАРОВСКА)
Нет в наличии
Описание
АННОТАЦИЯ
Ведущая концептуальная идея программы — обоснованная закономерность изменения стоматологического здоровья детей под влиянием целенаправленной санологической социализации. Это, в свою очередь, обеспечивает активизацию мотивационных и волевых процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование осознанного поведения детей младшего школьного возраста, направленного на сохранение стоматологического здоровья полости рта и здоровья в целом.
Ключевые слова: образовательная стоматологическая программа, санологическая культура, здоровый образ жизни, уровень социальной мотивации человека.
Нас, как детских стоматологов, беспокоит печальная статистика частоты и распространенности заболевания кариесом у детей младшего школьного возраста. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских [6, с. 736; 11, с. 416]. Одна из основных — недостаточное внимание взрослых — агентов социализации к здоровью детей. Вторая важная причина - низкая стоматологическая грамотность самих родителей и педагогов, отсутствие достаточной базы знаний по профилактической стоматологии. Конечно, все родители любят своих детей, но в силу повседневной чрезмерной занятости на первое место выходят проблемы не профилактического характера, а лечебного. Издавна известно, что заболевание легче, успешнее и дешевле предотвратить, чем вылечить [7, с. 32]. Для поддержания здоровья полости рта родителям, педагогом и самим детям в повседневной жизни необходимо использовать многочисленный арсенал знаний, умений, навыков, средств и методов для предупреждения стоматологических заболеваний и укрепления здоровья ребенка в целом. Не следует забывать, что младший школьный возраст — самое благоприятное время для выработки и закрепления правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья полости рта приведут к положительным результатам [8, с. 332; 10, с. 355].
В формировании у детей медико-социальной картины в области профилактической стоматологии принимают участие различные агенты социализации, среди которых основными являются родители и педагоги. Однако немаловажное значение в социализации школьников имеет также окружение детей, влияние врачей, особенно стоматологов, и средств массовой информации. По мнению ряда авторов, занимающихся этой проблемой, младший школьный возраст наиболее восприимчив к проведению стоматологических образовательных программ [3, с. 74; 5, с. 20; 9, с. 197]. Однако до настоящего времени не со всех сторон изучены результаты образовательных стоматологических программ для детей младшего школьного возраста. Недостаточно обозначена роль агентов социализации детей в формировании санологического стоматологического поведения школьников. Поэтому при использовании результатов всех доступных для нас работ подобного рода нами была разработана и внедрена общеобразовательная программа формирования стоматологического здоровья детей, которая, мы надеемся, станет ориентиром как для педагогов, так и для родителей. Программа предназначена для учащихся начальной школы, т. к. в данный период проходит начальный этап смены молочных зубов на постоянные. Детям этого возраста особенно важно систематически посещать стоматолога, тщательно соблюдать гигиену полости рта и использовать качественные очищающие и минерализующие зубные пасты [4, с. 74]. И что не менее важно, они должны учиться брать на себя ответственность за заботу о здоровье полости рта и обо всем организме в целом. Стоматологическое качество жизни определяется как «субъективная оценка здоровья полости рта» и оказывает колоссальное влияние на психический и социальный статус человека [14, с. 401; 15, с. 4; 16, с. 27]. Реализация данной программы позволит повысить уровень стоматологического здоровья детей под влиянием целенаправленной санологической социализации по сравнению с их сверстниками, не прошедших данную программу. Необходимо выявить и по возможности устранить пробелы в обучении стоматологической грамотности у детей.
Стоматологическое санитарно-гигиеническое воспитание детей должно быть строго дифференцированным по целям и содержанию в зависимости от возраста. Основной формой воздействия на ребенка является обучение с периодическим повторением при обязательном личном примере авторитетного взрослого — агента социализации. В этом возрасте при таком подходе сформированный гигиенический навык очень легко перейдет в стойкую привычку [1, с. 38; 2, с. 329; 12, с. 242; 13, с. 55].
Материалы и методы:
Общеобразовательная стоматологическая программа «Здоровые зубы — залог здоровья в целом» имела образовательно-развивающую направленность. Возраст детей: 7 — 11 лет. Срок реализации программы три года. Программа состояла из двух частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть предусматривает деятельность «учителей», а именно: педагогов, студентов-стоматологов, врачей-стоматологов, гигиенистов — агентов социализации. Еженедельные уроки здоровья, а также внедрение во внеклассные мероприятия занятий с игровыми элементами, связанных с профилактической стоматологией и пропагандой здорового образа жизни. Уроки проводились на основе демонстрации обучающих мультимедийных презентаций, тематических пособий, макетов, памяток-буклетов. Был оформлен уголок здоровья для всех агентов социализации. Ежеквартально для родителей и педагогов выпускалась газета, а ежемесячно — памятки с практическими рекомендациями для всех агентов социализации. Теоретический материал программы был собран в учебно-методическом пособии для детей начальной школы в трех частях.
Основные темы для активной и пассивной санпросветработы: кариес как болезнь, вредные и полезные привычки, режим и продукты питания, история зубной щетки, гигиенический уход за полостью рта и правила чистки зубов механической и электрической щеткой, дополнительные средства и предметы гигиены полости рта и др.
Практическая часть программы: обследовано 100 учащихся начальных классов, до и после профилактической программы. Для оценки состояния органов и тканей полости рта были изучены параметры в соответствии с рекомендациями ВОЗ, уровень знаний о гигиене полости рта у детей оценен методом анкетирования и интервьюирования. Определение и подсчет индексов проводился по стандартным методикам, уровень гигиены полости рта определяли с помощью упрощенного индекса гигиены OHI-S (Green J.C., Vermillion J.R. 1964). Состояние периодонта оценивали с помощью десневого индекса GI (H. Loe, J. Silness, 1963). Состояние слизистой оболочки полости рта оценивали с помощью индекса PMA и визуально. Был изучен количественный и качественный состав микрофлоры полости рта, и оценена средняя распространенность и интенсивность кариеса.
Комплексное обследование проводили с использованием современных диагностических систем Saliva-Check Buffer, Saliva-Check Mutans и Plaque Indicator (GC). Основными преимуществами используемых современных диагностических систем являются: высокая достоверность, наглядность для пациента, выделение конкретных местных факторов риска, возможность осуществления на приеме у стоматолога без участия смежных специалистов и проведения длительных лабораторных исследований, исключение дополнительных затрат.
Начальный и окончательный уровни санологической культуры родителей и педагогов, а также детей оценивались по результатам специально разработанного опросника. Это позволило провести целенаправленную подготовку пропаганде здорового образа жизни и работы по ее осуществлению, а также показало необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания и т. д. Основные главы адоптированного опросника позволили нам выявить ведущие проблемы стоматологического здоровья в данной возрастной группе. Первый блок опросника — паспортная часть. Второй раздел позволил оценить исходный или полученный уровень знаний по вопросам стоматологического санитарно-гигиенического просвещения и здорового образа жизни. Для унификации программы необходимо было выявить факторы риска по стоматологическим проблемам в данном категориальном поле и наличие знаний о них у детей. Четвертый блок вопросов отражает психоэмоциональное, социальное, семейное, физическое благополучие детей данной возрастной категории.
Большое значение было уделено разделу по выявлению причин обращения ребенка и его родителей за стоматологической профилактической и лечебной помощью. Особое наше внимание привлек блок вопросов по выявлению полезных и вредных стоматологических и общих привычек у ребенка. На каждого школьника, участвовавшего в образовательной стоматологической программе, была заведена «индивидуальная карта стоматологического здоровья».
Все манипуляции по обследованию проходили в доверительной обстановке с доступным для понимания ребенка объяснением и демонстрацией результатов.
В рамках программы назначена и применена эндогенная безлекарственная профилактика, направленная на коррекцию питания в сторону употребления легкоусвояемых углеводов с пищей, на рекомендации по увеличению приема овощей и фруктов, кисломолочных продуктов в рационе детей в зависимости от возраста. Эндогенная лекарственная профилактика применена путем назначения таблетированной формы фторида натрия по 0,0022 г, согласно стандартной схеме. Экзогенная лекарственная профилактика выполнена в аппликациях фторсодержащим гелем Fluocal Gel (―Septodont‖). Экзогенная безлекарственная профилактика — герметизация фиссур и мероприятия по индивидуальной и профессиональной гигиене полости рта. Все мероприятия выполнены в соответствии с показаниями. В результате стоматологической общеобразовательной программы профилактики была прослежена положительная динамика состояния органов полости рта и всего организма в целом.
Результаты
Полученные данные социологического исследования школьников позволили сделать вывод, что на начальном этапе проекта до применения образовательной стоматологической программы «Здоровые зубы — залог здоровья в целом» уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии исследуемых школьников был неудовлетворительным. В этом и заключается самое слабое звено профилактической стоматологии. По итогам программы уровень санитарногигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии вырос более чем на 75 %. Данные эпидемиологического исследования (анкетирование «факторы риска») отражены в таблице 1.

Изучение состояния органов и тканей полости рта у школьников начальных классов г. Хабаровска выявило плохой уровень гигиены.
В результате проведенных мероприятий в рамках программы среднее значение уровня гигиены у детей уменьшилось примерно в 2 раза, что свидетельствует о соответствующем улучшении уровня гигиены. Данные представлены на гистограмме 1.

По итогам программы показатель декомпенсированной формы уменьшился в 12 раз. Данные результатов представлены в таблице 2.

В динамике состояние тканей пародонта по показателям индексов PMA и S-Loy улучшилось на 0,1 %, так как основной выявленной патологией тканей пародонта у детей младшего школьного возраста был катаральный гингивит, обусловленный в большей степени сменой прикуса. Наличие Streptococcus mutans в смешанной слюне снизилось в 2 раза, что отчетливо отражается в улучшении кислотно-щелочного равновесия смешанной слюны. По нашим данным получилось, что в группе детей с декомпенсированным течением кариеса наблюдалось значительное увеличение вязкости слюны при сниженной скорости слюноотделения, что способствовало накоплению мягкого зубного налета, являющегося фактором риска в развитии кариеса зубов у детей младшего школьного возраста. Данные на гистограмме 2 наглядно отражают положительную динамику профилактической работы.

Динамика показателей интенсивности кариеса демонстрирует редукцию на 69%, что является безусловным успехом проведенной нами работы, таблица 3.

Выводы:
Проведение профилактической программы по гигиеническому воспитанию детей обеспечивает значительное улучшение гигиенического состояния полости рта, о чем свидетельствуют цифровые данные и объективная оценка состояния полости рта. Все это позволяет утверждать, что проведение мероприятий гигиенического обучения и воспитания является эффективным способом снижения кариеса и заболеваний пародонта у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, как показал анализ результатов по данным анкетирования и интервьюирования, приоритетными факторами риска возникновения кариеса у детей младшего школьного возраста являются чистка зубов менее 2-х раз в день и продолжительность чистки до 40 секунд, плохой уровень гигиены полости рта, низкая мотивация родителей к профилактике стоматологических заболеваний, частое употребление сладостей, неиспользование дополнительных средств гигиены. Представленные в работе факторы риска возникновения кариеса позволяют в современных условиях повысить качество и эффективность реализуемых санитарно-профилактических мероприятий. Наличие хотя бы одного фактора у ребенка со здоровыми зубами автоматически зачисляет его в группу риска, а у ребенка, уже имеющего кариес, — большая вероятность перехода в группу с более высоким уровнем интенсивности кариеса. Поэтому своевременное выявление и устранение каждого фактора риска — одно из приоритетных направлений индивидуальной профилактики.
Практические рекомендации
1. Мероприятия по повышению мотивации родителей к профилактике стоматологических заболеваний и пропаганде ЗОЖ у детей младшего школьного возраста необходимо проводить ежемесячно с участием педагогов.
2. При планировании стоматологических мероприятий детям младшего школьного возраста необходимо отдавать приоритет профилактике, что позволит снизить затраты на лечение кариеса зубов в более старших возрастных группах.
3. Применение диагностических систем GC Plaque Indicator Kit, GC Saliva Check Mutans и Saliva-Check Buffer как наглядного показателя состояния здоровья полости рта для мотивации к профилактическим мероприятиям.
4. Самое главное, с целью повышения приверженности к профилактическим мероприятиям необходим программный подход в решении этого вопроса.
Список литературы:
1. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебнопознавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 36—47.
2. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2007. — № 3. — С. 327—338.
3. Гончарик И.Г., Ларинская А.В. Необходимость совершенствования методов гигиенического обучения и воспитания для формирования у детей, культурологической и медико-социальной грамотности // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педиатрии и хирургии детского возраста». — Хабаровск, 2013. — С. 73—75.
4. Гончарик И.Г., Ларинская А.В., Цымбаренко Д.И. Влияние образовательной стоматологической программы на изменение гомеостаза полости рта у детей младшего школьного возраста// Материалы научно-практической конференции по детской стоматологии. — Хабаровск, 2013. — с. 73—75.
5. Кисельникова Л.П., Зуева Т.Е., Кружалова О.А. Кариес временных зубов у детей раннего возраста: обоснование этиопатогенетических подходов к профилактическому лечению // Стоматология детского возраста и профилактика. 2000. № 2. — С. 19—22.
6. Кулаков А.А., Авраамова О.Г., Колесник А.Г. Современные возможности реализации профилактического направления стоматологии в России // Казанский мед. ж. — 2011. — № 5. — С. 735—737.
7. Леонтьев В.К. Здоровые зубы и качество жизни // Стоматология для всех. — 1999. — № 2/3. — С. 30—34.
8. Леонтьев В.К., Похомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. — М., 2006. — с. 331—335.
9. Леус П.А. Опыт практической реализации массовых программ профилактики стоматологических заболеваний на основе доказательной медицины // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — № 1. — С. 196—199.
10. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — с. 353—401.
11. Фелейс Д. Экстренная помощь в стоматологии: Пер. с англ. Под ред. А.С. Артюшкевича с соав. — М.: Медицинская литература, 2004. — с. 415—418.
12. Фирсова И.В., Суетенков Д.Е., Давыдова Н.В., Олейникова Н.М. Взаимосвязь и взаимовлияние уровня стоматологического здоровья и средовых факторов // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — № 1. — с. 239—245.
13. Холодкова О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. — 2012. — № 6 (265). — С. 53—58.
14. Locker D., Allen F. What do measures of ‗oral health-related quality of life‘ measure? Community Dentistry and Oral Epidemiology. — 2007. — № 35. — Р. 401—411.
15. Nuca C., Amariei C., Rusu D.L., Arendt C. Oral health-related quality of life evaluation. OHDMBSC. — 2007. —№ 1. — Р. 3—8.
16. Shah M., Kumar S. Improvement of Oral Health Related Quality of Life in Periodontitis Patients after Non-Surgical Periodontal Therapy. Indian Journal of Dentistry. — 2011. — № 2. — Р. 26—29.
Ведущая концептуальная идея программы — обоснованная закономерность изменения стоматологического здоровья детей под влиянием целенаправленной санологической социализации. Это, в свою очередь, обеспечивает активизацию мотивационных и волевых процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование осознанного поведения детей младшего школьного возраста, направленного на сохранение стоматологического здоровья полости рта и здоровья в целом.
Ключевые слова: образовательная стоматологическая программа, санологическая культура, здоровый образ жизни, уровень социальной мотивации человека.
Нас, как детских стоматологов, беспокоит печальная статистика частоты и распространенности заболевания кариесом у детей младшего школьного возраста. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских [6, с. 736; 11, с. 416]. Одна из основных — недостаточное внимание взрослых — агентов социализации к здоровью детей. Вторая важная причина - низкая стоматологическая грамотность самих родителей и педагогов, отсутствие достаточной базы знаний по профилактической стоматологии. Конечно, все родители любят своих детей, но в силу повседневной чрезмерной занятости на первое место выходят проблемы не профилактического характера, а лечебного. Издавна известно, что заболевание легче, успешнее и дешевле предотвратить, чем вылечить [7, с. 32]. Для поддержания здоровья полости рта родителям, педагогом и самим детям в повседневной жизни необходимо использовать многочисленный арсенал знаний, умений, навыков, средств и методов для предупреждения стоматологических заболеваний и укрепления здоровья ребенка в целом. Не следует забывать, что младший школьный возраст — самое благоприятное время для выработки и закрепления правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья полости рта приведут к положительным результатам [8, с. 332; 10, с. 355].
В формировании у детей медико-социальной картины в области профилактической стоматологии принимают участие различные агенты социализации, среди которых основными являются родители и педагоги. Однако немаловажное значение в социализации школьников имеет также окружение детей, влияние врачей, особенно стоматологов, и средств массовой информации. По мнению ряда авторов, занимающихся этой проблемой, младший школьный возраст наиболее восприимчив к проведению стоматологических образовательных программ [3, с. 74; 5, с. 20; 9, с. 197]. Однако до настоящего времени не со всех сторон изучены результаты образовательных стоматологических программ для детей младшего школьного возраста. Недостаточно обозначена роль агентов социализации детей в формировании санологического стоматологического поведения школьников. Поэтому при использовании результатов всех доступных для нас работ подобного рода нами была разработана и внедрена общеобразовательная программа формирования стоматологического здоровья детей, которая, мы надеемся, станет ориентиром как для педагогов, так и для родителей. Программа предназначена для учащихся начальной школы, т. к. в данный период проходит начальный этап смены молочных зубов на постоянные. Детям этого возраста особенно важно систематически посещать стоматолога, тщательно соблюдать гигиену полости рта и использовать качественные очищающие и минерализующие зубные пасты [4, с. 74]. И что не менее важно, они должны учиться брать на себя ответственность за заботу о здоровье полости рта и обо всем организме в целом. Стоматологическое качество жизни определяется как «субъективная оценка здоровья полости рта» и оказывает колоссальное влияние на психический и социальный статус человека [14, с. 401; 15, с. 4; 16, с. 27]. Реализация данной программы позволит повысить уровень стоматологического здоровья детей под влиянием целенаправленной санологической социализации по сравнению с их сверстниками, не прошедших данную программу. Необходимо выявить и по возможности устранить пробелы в обучении стоматологической грамотности у детей.
Стоматологическое санитарно-гигиеническое воспитание детей должно быть строго дифференцированным по целям и содержанию в зависимости от возраста. Основной формой воздействия на ребенка является обучение с периодическим повторением при обязательном личном примере авторитетного взрослого — агента социализации. В этом возрасте при таком подходе сформированный гигиенический навык очень легко перейдет в стойкую привычку [1, с. 38; 2, с. 329; 12, с. 242; 13, с. 55].
Материалы и методы:
Общеобразовательная стоматологическая программа «Здоровые зубы — залог здоровья в целом» имела образовательно-развивающую направленность. Возраст детей: 7 — 11 лет. Срок реализации программы три года. Программа состояла из двух частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть предусматривает деятельность «учителей», а именно: педагогов, студентов-стоматологов, врачей-стоматологов, гигиенистов — агентов социализации. Еженедельные уроки здоровья, а также внедрение во внеклассные мероприятия занятий с игровыми элементами, связанных с профилактической стоматологией и пропагандой здорового образа жизни. Уроки проводились на основе демонстрации обучающих мультимедийных презентаций, тематических пособий, макетов, памяток-буклетов. Был оформлен уголок здоровья для всех агентов социализации. Ежеквартально для родителей и педагогов выпускалась газета, а ежемесячно — памятки с практическими рекомендациями для всех агентов социализации. Теоретический материал программы был собран в учебно-методическом пособии для детей начальной школы в трех частях.
Основные темы для активной и пассивной санпросветработы: кариес как болезнь, вредные и полезные привычки, режим и продукты питания, история зубной щетки, гигиенический уход за полостью рта и правила чистки зубов механической и электрической щеткой, дополнительные средства и предметы гигиены полости рта и др.
Практическая часть программы: обследовано 100 учащихся начальных классов, до и после профилактической программы. Для оценки состояния органов и тканей полости рта были изучены параметры в соответствии с рекомендациями ВОЗ, уровень знаний о гигиене полости рта у детей оценен методом анкетирования и интервьюирования. Определение и подсчет индексов проводился по стандартным методикам, уровень гигиены полости рта определяли с помощью упрощенного индекса гигиены OHI-S (Green J.C., Vermillion J.R. 1964). Состояние периодонта оценивали с помощью десневого индекса GI (H. Loe, J. Silness, 1963). Состояние слизистой оболочки полости рта оценивали с помощью индекса PMA и визуально. Был изучен количественный и качественный состав микрофлоры полости рта, и оценена средняя распространенность и интенсивность кариеса.
Комплексное обследование проводили с использованием современных диагностических систем Saliva-Check Buffer, Saliva-Check Mutans и Plaque Indicator (GC). Основными преимуществами используемых современных диагностических систем являются: высокая достоверность, наглядность для пациента, выделение конкретных местных факторов риска, возможность осуществления на приеме у стоматолога без участия смежных специалистов и проведения длительных лабораторных исследований, исключение дополнительных затрат.
Начальный и окончательный уровни санологической культуры родителей и педагогов, а также детей оценивались по результатам специально разработанного опросника. Это позволило провести целенаправленную подготовку пропаганде здорового образа жизни и работы по ее осуществлению, а также показало необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания и т. д. Основные главы адоптированного опросника позволили нам выявить ведущие проблемы стоматологического здоровья в данной возрастной группе. Первый блок опросника — паспортная часть. Второй раздел позволил оценить исходный или полученный уровень знаний по вопросам стоматологического санитарно-гигиенического просвещения и здорового образа жизни. Для унификации программы необходимо было выявить факторы риска по стоматологическим проблемам в данном категориальном поле и наличие знаний о них у детей. Четвертый блок вопросов отражает психоэмоциональное, социальное, семейное, физическое благополучие детей данной возрастной категории.
Большое значение было уделено разделу по выявлению причин обращения ребенка и его родителей за стоматологической профилактической и лечебной помощью. Особое наше внимание привлек блок вопросов по выявлению полезных и вредных стоматологических и общих привычек у ребенка. На каждого школьника, участвовавшего в образовательной стоматологической программе, была заведена «индивидуальная карта стоматологического здоровья».
Все манипуляции по обследованию проходили в доверительной обстановке с доступным для понимания ребенка объяснением и демонстрацией результатов.
В рамках программы назначена и применена эндогенная безлекарственная профилактика, направленная на коррекцию питания в сторону употребления легкоусвояемых углеводов с пищей, на рекомендации по увеличению приема овощей и фруктов, кисломолочных продуктов в рационе детей в зависимости от возраста. Эндогенная лекарственная профилактика применена путем назначения таблетированной формы фторида натрия по 0,0022 г, согласно стандартной схеме. Экзогенная лекарственная профилактика выполнена в аппликациях фторсодержащим гелем Fluocal Gel (―Septodont‖). Экзогенная безлекарственная профилактика — герметизация фиссур и мероприятия по индивидуальной и профессиональной гигиене полости рта. Все мероприятия выполнены в соответствии с показаниями. В результате стоматологической общеобразовательной программы профилактики была прослежена положительная динамика состояния органов полости рта и всего организма в целом.
Результаты
Полученные данные социологического исследования школьников позволили сделать вывод, что на начальном этапе проекта до применения образовательной стоматологической программы «Здоровые зубы — залог здоровья в целом» уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии исследуемых школьников был неудовлетворительным. В этом и заключается самое слабое звено профилактической стоматологии. По итогам программы уровень санитарногигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии вырос более чем на 75 %. Данные эпидемиологического исследования (анкетирование «факторы риска») отражены в таблице 1.

Изучение состояния органов и тканей полости рта у школьников начальных классов г. Хабаровска выявило плохой уровень гигиены.
В результате проведенных мероприятий в рамках программы среднее значение уровня гигиены у детей уменьшилось примерно в 2 раза, что свидетельствует о соответствующем улучшении уровня гигиены. Данные представлены на гистограмме 1.

По итогам программы показатель декомпенсированной формы уменьшился в 12 раз. Данные результатов представлены в таблице 2.

В динамике состояние тканей пародонта по показателям индексов PMA и S-Loy улучшилось на 0,1 %, так как основной выявленной патологией тканей пародонта у детей младшего школьного возраста был катаральный гингивит, обусловленный в большей степени сменой прикуса. Наличие Streptococcus mutans в смешанной слюне снизилось в 2 раза, что отчетливо отражается в улучшении кислотно-щелочного равновесия смешанной слюны. По нашим данным получилось, что в группе детей с декомпенсированным течением кариеса наблюдалось значительное увеличение вязкости слюны при сниженной скорости слюноотделения, что способствовало накоплению мягкого зубного налета, являющегося фактором риска в развитии кариеса зубов у детей младшего школьного возраста. Данные на гистограмме 2 наглядно отражают положительную динамику профилактической работы.

Динамика показателей интенсивности кариеса демонстрирует редукцию на 69%, что является безусловным успехом проведенной нами работы, таблица 3.

Выводы:
Проведение профилактической программы по гигиеническому воспитанию детей обеспечивает значительное улучшение гигиенического состояния полости рта, о чем свидетельствуют цифровые данные и объективная оценка состояния полости рта. Все это позволяет утверждать, что проведение мероприятий гигиенического обучения и воспитания является эффективным способом снижения кариеса и заболеваний пародонта у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, как показал анализ результатов по данным анкетирования и интервьюирования, приоритетными факторами риска возникновения кариеса у детей младшего школьного возраста являются чистка зубов менее 2-х раз в день и продолжительность чистки до 40 секунд, плохой уровень гигиены полости рта, низкая мотивация родителей к профилактике стоматологических заболеваний, частое употребление сладостей, неиспользование дополнительных средств гигиены. Представленные в работе факторы риска возникновения кариеса позволяют в современных условиях повысить качество и эффективность реализуемых санитарно-профилактических мероприятий. Наличие хотя бы одного фактора у ребенка со здоровыми зубами автоматически зачисляет его в группу риска, а у ребенка, уже имеющего кариес, — большая вероятность перехода в группу с более высоким уровнем интенсивности кариеса. Поэтому своевременное выявление и устранение каждого фактора риска — одно из приоритетных направлений индивидуальной профилактики.
Практические рекомендации
1. Мероприятия по повышению мотивации родителей к профилактике стоматологических заболеваний и пропаганде ЗОЖ у детей младшего школьного возраста необходимо проводить ежемесячно с участием педагогов.
2. При планировании стоматологических мероприятий детям младшего школьного возраста необходимо отдавать приоритет профилактике, что позволит снизить затраты на лечение кариеса зубов в более старших возрастных группах.
3. Применение диагностических систем GC Plaque Indicator Kit, GC Saliva Check Mutans и Saliva-Check Buffer как наглядного показателя состояния здоровья полости рта для мотивации к профилактическим мероприятиям.
4. Самое главное, с целью повышения приверженности к профилактическим мероприятиям необходим программный подход в решении этого вопроса.
Список литературы:
1. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебнопознавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 36—47.
2. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2007. — № 3. — С. 327—338.
3. Гончарик И.Г., Ларинская А.В. Необходимость совершенствования методов гигиенического обучения и воспитания для формирования у детей, культурологической и медико-социальной грамотности // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педиатрии и хирургии детского возраста». — Хабаровск, 2013. — С. 73—75.
4. Гончарик И.Г., Ларинская А.В., Цымбаренко Д.И. Влияние образовательной стоматологической программы на изменение гомеостаза полости рта у детей младшего школьного возраста// Материалы научно-практической конференции по детской стоматологии. — Хабаровск, 2013. — с. 73—75.
5. Кисельникова Л.П., Зуева Т.Е., Кружалова О.А. Кариес временных зубов у детей раннего возраста: обоснование этиопатогенетических подходов к профилактическому лечению // Стоматология детского возраста и профилактика. 2000. № 2. — С. 19—22.
6. Кулаков А.А., Авраамова О.Г., Колесник А.Г. Современные возможности реализации профилактического направления стоматологии в России // Казанский мед. ж. — 2011. — № 5. — С. 735—737.
7. Леонтьев В.К. Здоровые зубы и качество жизни // Стоматология для всех. — 1999. — № 2/3. — С. 30—34.
8. Леонтьев В.К., Похомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. — М., 2006. — с. 331—335.
9. Леус П.А. Опыт практической реализации массовых программ профилактики стоматологических заболеваний на основе доказательной медицины // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — № 1. — С. 196—199.
10. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — с. 353—401.
11. Фелейс Д. Экстренная помощь в стоматологии: Пер. с англ. Под ред. А.С. Артюшкевича с соав. — М.: Медицинская литература, 2004. — с. 415—418.
12. Фирсова И.В., Суетенков Д.Е., Давыдова Н.В., Олейникова Н.М. Взаимосвязь и взаимовлияние уровня стоматологического здоровья и средовых факторов // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — № 1. — с. 239—245.
13. Холодкова О.Г. Динамика эмоционального компонента ценностных отношений в младшем школьном возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. — 2012. — № 6 (265). — С. 53—58.
14. Locker D., Allen F. What do measures of ‗oral health-related quality of life‘ measure? Community Dentistry and Oral Epidemiology. — 2007. — № 35. — Р. 401—411.
15. Nuca C., Amariei C., Rusu D.L., Arendt C. Oral health-related quality of life evaluation. OHDMBSC. — 2007. —№ 1. — Р. 3—8.
16. Shah M., Kumar S. Improvement of Oral Health Related Quality of Life in Periodontitis Patients after Non-Surgical Periodontal Therapy. Indian Journal of Dentistry. — 2011. — № 2. — Р. 26—29.
Характеристики
Автор книги
|
Гончарик Ирина Геннадьевна, Ларинская Анна Викторовна |
Год выпуска
|
2014 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой