Версия для слабовидящих
Регистрация
Отложенные 0
Корзина пуста 0
Войти
Заказать звонок
Стоматологический колледж №1
+7 (495) 118-28-81
Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
Telegram Whatsapp
Программы обучения
Врачам-стоматологам
Гигиенистам стоматологическим
Медицинским сестрам
Аккредитация
Библиотека
Блог
Сведения о колледже
Ещё
    dentalcollege.ru
    Отложенные 0 Корзина 0
    • Программы обучения
    • Врачам-стоматологам
    • Гигиенистам стоматологическим
    • Медицинским сестрам
    • Аккредитация
    • Библиотека
    • Блог
    • Сведения о колледже
      • Назад
      • Сведения о колледже
      • О колледже
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Стипендии и меры поддержки обучающихся
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
      • Контакты и реквизиты
    • Telegram Whatsapp
    • +7 (495) 118-28-81
    Контактная информация
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    director@dentalcollege.ru
    • Вконтакте
    • Корзина0
    • Отложенные0
    Главная
    -
    Библиотека
    -
    Статьи
    ПатентыПриказы, Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендацииГазеты и журналыДиссертации, авторефератыКниги, Учебные пособия
    -ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Поделиться

    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    • ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Пролистать
    • ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
    Пролистать
    Нет в наличии
    • Описание
    • Характеристики
    • Задать вопрос
    Описание
    АННОТАЦИЯ

    Большая распространённость стоматологических заболеваний предопределяет актуальность их профилактики. Стоматологическая помощь детям должна приобрести профилактическое направление – только при этом условии становится возможным реальное снижение заболеваемости зубов. Успех первичной профилактики во многом зависит от ее организации. Важным является грамотное планирование системных и индивидуальных мероприятий по предупреждению самых распространённых стоматологических заболеваний. С этой целью нами была разработана и внедрена обучающая программа формирования стоматологического здоровья детей.

    Ключевые слова: профилактическая стоматологическая программа, здоровый образ жизни, экзогенная и эндогенная профилактика, кариес, профессиональная гигиена ротовой полости.

    Большая распространённость стоматологических заболеваний предопределяет актуальность их профилактики. Стоматологическая помощь детям должна приобрести профилактическое направление – только при этом условии становится возможным реальное снижение заболеваемости зубов. [3,113-124] Одним из важных разделов стоматологической профилактики является эндогенная профилактика кариеса зубов, направленная на формирование кариесрезистентных твердых тканей зуба, начиная с периода их закладки, формирования и минерализации, а также и экзогенная профилактика, предусматривающая непосредственное воздействие на твердые ткани зуба с целью повышения их кариесрезистентности. При условии своевременного и систематического применения методов эндогенной и экзогенной профилактики возможно снизить интенсивность кариеса на 20-50 %. [ 5,27 ]

    Детских стоматологов очень беспокоит статистика развития кариеса зубов у детей школьного возраста. Причин развития кариеса много. Учеными выдвинуто большое количество версий. Неполноценное питание, низкое содержание фтора в питьевой воде, соматические заболевания ребенка, употребление пищевых продуктов с большим содержанием рафинированных углеводов, наследственная предрасположенность к кариесу, патогенная микрофлора зубного налета, изменение состава слюны – все это приводит к развитию заболевания.

    Увеличению риска возникновения кариеса способствуют факторы: аномалии и деформации челюстно-лицевой области, ортодонтическое лечение с использованием брекет-систем, вредные привычки ребенка и многое другое.

    Профилактика стоматологических заболеваний у детей во многом зависит от стоматологической грамотности родителей, учителей, воспитателей детских садов, обеспечить которую можно в содружестве с врачами-стоматологами. Для поддержания здоровья полости рта детям, родителям, педагогам и самим детям нужно применять в повседневной жизни много знаний, умений, навыков, средств и методов для предупреждения стоматологических заболеваний и укрепления здоровья ребенка в целом. Школьный возраст ребенка это лучшее время для обучения и закрепления навыков по гигиене полости рта, что приводит к положительным результатам по сохранению здоровья ротовой полости. В этом возрасте при таком подходе сформированный гигиенический навык очень легко перейдет в стойкую привычку [1, 38], [2, 329].

    Согласно данным эпидемиологических исследований ВОЗ, ежедневная двухкратная чистка зубов в течении 2 лет снижает интенсивность кариеса на 30-40%.Однако 60-80% детей школьного возраста имеют неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта, что свидетельствует о несоблюдении ими гигиенических требований [3,124 ].

    Нами была разработана и внедрена обучающая программа формирования стоматологического здоровья детей. Программа предназначена для детей в возрасте 9-13 лет, именно в этот период происходит окончательный этап смены временных зубов на постоянные. Для детей в этом возрасте важно систематически посещать стоматолога, соблюдать гигиену полости рта, использовать качественные зубные пасты [4,74]. Реализация данной программы позволит повысить уровень стоматологического здоровья детей по сравнению с детьми не прошедшими данную программу. Задачей данной программы есть обнаружить и устранить ошибки, пробелы в обучении стоматологической грамотности детей. Стоматологическое санитарно-гигиеническое воспитание детей должно быть строго дифференцированным по целям и содержанию в зависимости от возраста.

    Материалы и методы

    Стоматологическая программа имеет образовательно-развивающую направленность. В исследовании принимают участии дети 9-13 лет, учащиеся ЗОШС интернат Многопрофильный лицей для одаренных детей, г. Черновцы. Программа рассчитана на три года. Состояла из двух частей: теоретической и практической. В проведении теоретической части принимали участие педагоги, воспитатели интерната, медицинский персонал, студенты-стоматологи, стоматологи-интерны Буковинского государственного медицинского университета и врачи-стоматологи кафедры хирургической и детской стоматологии БГМУ. Каждую неделю проводились уроки здоровья на основе демонстрации обучающих мультимедийных презентаций, тематических пособий, макетов, памяток-буклетов. Был оформлен уголок здоровья. Для педагогов и воспитателей интерната проводились открытые лекции, на которых выступали ведущие детские стоматологи области, персонал принимал участие в онлайн-конференциях. Лекции проводились 1 раз в 3 месяца. Темы лекций были посвящены актуальным аспектам санитарно-просветительской работы: рациональное питание и его влияние на состояние зубов и тканей пародонта; индивидуальная гигиена полости рта; современные средства для индивидуального ухода за полостью рта; причины возникновения кариеса; кариес и его осложнения; методы профилактики кариеса; история зубной щетки; способы чистки зубов и т. д.

    Было обследовано 112 детей 9-13 лет до и после профилактической программы. Для оценки состояния органов и тканей полости рта были изучены параметры в соответствии с рекомендациями ВОЗ, уровень знаний о гигиене полости рта у детей оценен методом анкетирования. Определение и подсчет индексов проводился по стандартным методикам, уровень гигиены полости рта определяли с помощью упрощенного индекса гигиены OHI-S (Green J.C., Vermillion J.R. 1964). Состояние периодонта оценивали с помощью десневого индекса GI (H. Loe, J. Silness, 1963). Состояние слизистой оболочки полости рта оценивали с помощью индекса PMA и визуально. Был изучен количественный и качественный состав микрофлоры полости рта, и оценена средняя распространенность и интенсивность кариеса.

    Комплексное обследование проводили с использованием современных диагностических систем Saliva-Check Buffer, Saliva-Check Mutans и Plaque Indicator (GC). Основными преимуществами используемых современных диагностических систем являются: высокая достоверность, наглядность для пациента, выделение конкретных местных факторов риска, возможность осуществления на приеме у стоматолога без участия смежных специалистов и проведения длительных лабораторных исследований.

    Начальный и окончательный уровни санологической культуры воспитателей и педагогов, а также детей оценивались по результатам разработанной анкеты. Результаты анкетирования позволили нам выявить ведущие проблемы стоматологического здоровья в данной возрастной группе. Первая часть анкеты — паспортная часть. Второй раздел позволил оценить исходный или полученный уровень знаний по вопросам стоматологического просвещения. Третья часть вопросов отражает факторы риска стоматологических заболеваний и знания о них детей. На каждого школьника, участвовавшего в образовательной стоматологической программе, была заведена «индивидуальная карта стоматологического больного». Все манипуляции по обследованию проходили в доверительной обстановке с доступным для понимания ребенка объяснением и демонстрацией результатов. В рамках программы назначена и применена эндогенная безлекарственная профилактика, направленная на коррекцию питания в сторону употребления легкоусвояемых углеводов с пищей, на рекомендации по увеличению приема овощей и фруктов, кисломолочных продуктов в рационе детей в зависимости от возраста. Эндогенная лекарственная профилактика применена путем назначения таблетированной формы фторида натрия по 0,22 мг, на протяжении года исключая летние месяцы. Экзогенная лекарственная профилактика выполнена в аппликациях фторсодержащим гелем Difluena Gel (Spofa Dental). Экзогенная безлекарственная профилактика — герметизация фиссур герметиком Fissurit F (VOCO) и мероприятия по индивидуальной и профессиональной гигиене полости рта. Все мероприятия выполнены в соответствии с показаниями. В результате стоматологической программы профилактики была прослежена положительная динамика состояния органов полости рта и всего организма в целом.

    Результаты

    Полученные данные исследования детей интерната позволили сделать вывод, что на начальном этапе проекта до применения стоматологической программы уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии исследуемых был неудовлетворительным. В этом и заключается самое слабое звено профилактической стоматологии. По итогам программы уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии вырос более чем на 60 %. Данные эпидемиологического исследования (анкетирование «факторы риска») отражены в таблице. По итогам программы показатель декомпенсированной формы кариеса уменьшился в 14 раз.В динамике состояние тканей пародонта по показателям индексов PMA и S-Loy улучшилось на 0,1 %, так как основной выявленной патологией тканей пародонта у детей был катаральный гингивит, обусловленный в большей степени сменой прикуса. Наличие Streptococcus mutans в смешанной слюне снизилось в 2 раза, что отчетливо отражается в улучшении кислотно-щелочного равновесия смешанной слюны. По нашим данным получилось, что в группе детей с декомпенсированным течением кариеса наблюдалось значительное увеличение вязкости слюны при сниженной скорости слюноотделения, что способствовало накоплению мягкого зубного налета, являющегося фактором риска в развитии кариеса зубов у детей школьного возраста. Полученные данные отражают положительную динамику профилактической работы. Динамика показателей интенсивности кариеса демонстрирует редукцию прироста кариеса 54%, что является большим успехом проведенной нами роботы.

    2022-03-25_10-27-45.png

    Выводы

    Проведение профилактической программы по гигиеническому воспитанию детей обеспечивает значительное улучшение гигиенического состояния полости рта, о чем свидетельствуют цифровые данные и объективная оценка состояния полости рта. Все это позволяет утверждать, что проведение мероприятий гигиенического обучения и воспитания является эффективным способом снижения кариеса и заболеваний пародонта у детей младшего школьного возраста.

    Таким образом, как показал анализ результатов по данным анкетирования приоритетными факторами риска возникновения кариеса у детей младшего школьного возраста являются чистка зубов менее 2-х раз в день и продолжительность чистки до 40 секунд, плохой уровень гигиены полости рта, низкая мотивация к профилактике стоматологических заболеваний, частое употребление сладостей, неиспользование дополнительных средств гигиены. Представленные в работе факторы риска возникновения кариеса позволяют в современных условиях повысить качество и эффективность реализуемых санитарно-профилактических мероприятий.

    Список литературы

    1. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 36—47.
    2. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.-2007.-№3.-С.327-338.
    3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Хоменко Л. А.- “Книга плюс”, 2010.- 113-124 с.
    4. Гончарик И.Г., Ларинская А.В., Цымбаренко Д.И. Влияние образовательной стоматологической программы на изменение гомеостаза полости рта у детей младшего школьного возраста // Материалы научно-практической конференции по детской стоматологии. — Хабаровск, 2013.- 73-75 с.
    5. Профилактика стоматологических заболеваний / [ Хоменко Л.А., Савичук А.В., Остапко Е.И. и др. ]; [ Часть ІІ ].- “Книга плюс”.- 2010.- 2
    Характеристики
    Автор книги
    Шостенко А.А.
    Год выпуска
    2016
    Задать вопрос
    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

    Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

    Задать вопрос

    Новости
    Все новости
    25 марта 2025
    Образовательное кредитование: пособие для студентов СПО
    9 сентября 2024
    Первичная аккредитация гигиениста стоматологического. Старт приёма документов
    20 октября 2023
    Кредит на образование с господдержкой
    Колледж
    О колледже
    Преподаватели
    Информация об оплате
    Новости
    Блог
    Контакты и реквизиты
    Политика обработки персональных данных
    Договор оказания услуг
    Студентам
    Платформа для обучения
    Каталог программ обучения
    Врачам-стоматологам
    Гигиенистам-стоматологическим
    Медицинским сестрам
    Библиотека
    Мы в соц.сетях
    Наши контакты
    +7 (495) 118-28-81
    Telegram Whatsapp
    director@dentalcollege.ru
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    ОЧУ СПО «Стоматологический колледж №1»
    Версия для слабовидящих
    1998-2025 © Стоматологический колледж №1 (лицензия на образовательную деятельность №035402 от 29.08.2014)