ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Нет в наличии
Описание
АННОТАЦИЯ
Большая распространённость стоматологических заболеваний предопределяет актуальность их профилактики. Стоматологическая помощь детям должна приобрести профилактическое направление – только при этом условии становится возможным реальное снижение заболеваемости зубов. Успех первичной профилактики во многом зависит от ее организации. Важным является грамотное планирование системных и индивидуальных мероприятий по предупреждению самых распространённых стоматологических заболеваний. С этой целью нами была разработана и внедрена обучающая программа формирования стоматологического здоровья детей.
Ключевые слова: профилактическая стоматологическая программа, здоровый образ жизни, экзогенная и эндогенная профилактика, кариес, профессиональная гигиена ротовой полости.
Большая распространённость стоматологических заболеваний предопределяет актуальность их профилактики. Стоматологическая помощь детям должна приобрести профилактическое направление – только при этом условии становится возможным реальное снижение заболеваемости зубов. [3,113-124] Одним из важных разделов стоматологической профилактики является эндогенная профилактика кариеса зубов, направленная на формирование кариесрезистентных твердых тканей зуба, начиная с периода их закладки, формирования и минерализации, а также и экзогенная профилактика, предусматривающая непосредственное воздействие на твердые ткани зуба с целью повышения их кариесрезистентности. При условии своевременного и систематического применения методов эндогенной и экзогенной профилактики возможно снизить интенсивность кариеса на 20-50 %. [ 5,27 ]
Детских стоматологов очень беспокоит статистика развития кариеса зубов у детей школьного возраста. Причин развития кариеса много. Учеными выдвинуто большое количество версий. Неполноценное питание, низкое содержание фтора в питьевой воде, соматические заболевания ребенка, употребление пищевых продуктов с большим содержанием рафинированных углеводов, наследственная предрасположенность к кариесу, патогенная микрофлора зубного налета, изменение состава слюны – все это приводит к развитию заболевания.
Увеличению риска возникновения кариеса способствуют факторы: аномалии и деформации челюстно-лицевой области, ортодонтическое лечение с использованием брекет-систем, вредные привычки ребенка и многое другое.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей во многом зависит от стоматологической грамотности родителей, учителей, воспитателей детских садов, обеспечить которую можно в содружестве с врачами-стоматологами. Для поддержания здоровья полости рта детям, родителям, педагогам и самим детям нужно применять в повседневной жизни много знаний, умений, навыков, средств и методов для предупреждения стоматологических заболеваний и укрепления здоровья ребенка в целом. Школьный возраст ребенка это лучшее время для обучения и закрепления навыков по гигиене полости рта, что приводит к положительным результатам по сохранению здоровья ротовой полости. В этом возрасте при таком подходе сформированный гигиенический навык очень легко перейдет в стойкую привычку [1, 38], [2, 329].
Согласно данным эпидемиологических исследований ВОЗ, ежедневная двухкратная чистка зубов в течении 2 лет снижает интенсивность кариеса на 30-40%.Однако 60-80% детей школьного возраста имеют неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта, что свидетельствует о несоблюдении ими гигиенических требований [3,124 ].
Нами была разработана и внедрена обучающая программа формирования стоматологического здоровья детей. Программа предназначена для детей в возрасте 9-13 лет, именно в этот период происходит окончательный этап смены временных зубов на постоянные. Для детей в этом возрасте важно систематически посещать стоматолога, соблюдать гигиену полости рта, использовать качественные зубные пасты [4,74]. Реализация данной программы позволит повысить уровень стоматологического здоровья детей по сравнению с детьми не прошедшими данную программу. Задачей данной программы есть обнаружить и устранить ошибки, пробелы в обучении стоматологической грамотности детей. Стоматологическое санитарно-гигиеническое воспитание детей должно быть строго дифференцированным по целям и содержанию в зависимости от возраста.
Материалы и методы
Стоматологическая программа имеет образовательно-развивающую направленность. В исследовании принимают участии дети 9-13 лет, учащиеся ЗОШС интернат Многопрофильный лицей для одаренных детей, г. Черновцы. Программа рассчитана на три года. Состояла из двух частей: теоретической и практической. В проведении теоретической части принимали участие педагоги, воспитатели интерната, медицинский персонал, студенты-стоматологи, стоматологи-интерны Буковинского государственного медицинского университета и врачи-стоматологи кафедры хирургической и детской стоматологии БГМУ. Каждую неделю проводились уроки здоровья на основе демонстрации обучающих мультимедийных презентаций, тематических пособий, макетов, памяток-буклетов. Был оформлен уголок здоровья. Для педагогов и воспитателей интерната проводились открытые лекции, на которых выступали ведущие детские стоматологи области, персонал принимал участие в онлайн-конференциях. Лекции проводились 1 раз в 3 месяца. Темы лекций были посвящены актуальным аспектам санитарно-просветительской работы: рациональное питание и его влияние на состояние зубов и тканей пародонта; индивидуальная гигиена полости рта; современные средства для индивидуального ухода за полостью рта; причины возникновения кариеса; кариес и его осложнения; методы профилактики кариеса; история зубной щетки; способы чистки зубов и т. д.
Было обследовано 112 детей 9-13 лет до и после профилактической программы. Для оценки состояния органов и тканей полости рта были изучены параметры в соответствии с рекомендациями ВОЗ, уровень знаний о гигиене полости рта у детей оценен методом анкетирования. Определение и подсчет индексов проводился по стандартным методикам, уровень гигиены полости рта определяли с помощью упрощенного индекса гигиены OHI-S (Green J.C., Vermillion J.R. 1964). Состояние периодонта оценивали с помощью десневого индекса GI (H. Loe, J. Silness, 1963). Состояние слизистой оболочки полости рта оценивали с помощью индекса PMA и визуально. Был изучен количественный и качественный состав микрофлоры полости рта, и оценена средняя распространенность и интенсивность кариеса.
Комплексное обследование проводили с использованием современных диагностических систем Saliva-Check Buffer, Saliva-Check Mutans и Plaque Indicator (GC). Основными преимуществами используемых современных диагностических систем являются: высокая достоверность, наглядность для пациента, выделение конкретных местных факторов риска, возможность осуществления на приеме у стоматолога без участия смежных специалистов и проведения длительных лабораторных исследований.
Начальный и окончательный уровни санологической культуры воспитателей и педагогов, а также детей оценивались по результатам разработанной анкеты. Результаты анкетирования позволили нам выявить ведущие проблемы стоматологического здоровья в данной возрастной группе. Первая часть анкеты — паспортная часть. Второй раздел позволил оценить исходный или полученный уровень знаний по вопросам стоматологического просвещения. Третья часть вопросов отражает факторы риска стоматологических заболеваний и знания о них детей. На каждого школьника, участвовавшего в образовательной стоматологической программе, была заведена «индивидуальная карта стоматологического больного». Все манипуляции по обследованию проходили в доверительной обстановке с доступным для понимания ребенка объяснением и демонстрацией результатов. В рамках программы назначена и применена эндогенная безлекарственная профилактика, направленная на коррекцию питания в сторону употребления легкоусвояемых углеводов с пищей, на рекомендации по увеличению приема овощей и фруктов, кисломолочных продуктов в рационе детей в зависимости от возраста. Эндогенная лекарственная профилактика применена путем назначения таблетированной формы фторида натрия по 0,22 мг, на протяжении года исключая летние месяцы. Экзогенная лекарственная профилактика выполнена в аппликациях фторсодержащим гелем Difluena Gel (Spofa Dental). Экзогенная безлекарственная профилактика — герметизация фиссур герметиком Fissurit F (VOCO) и мероприятия по индивидуальной и профессиональной гигиене полости рта. Все мероприятия выполнены в соответствии с показаниями. В результате стоматологической программы профилактики была прослежена положительная динамика состояния органов полости рта и всего организма в целом.
Результаты
Полученные данные исследования детей интерната позволили сделать вывод, что на начальном этапе проекта до применения стоматологической программы уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии исследуемых был неудовлетворительным. В этом и заключается самое слабое звено профилактической стоматологии. По итогам программы уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии вырос более чем на 60 %. Данные эпидемиологического исследования (анкетирование «факторы риска») отражены в таблице. По итогам программы показатель декомпенсированной формы кариеса уменьшился в 14 раз.В динамике состояние тканей пародонта по показателям индексов PMA и S-Loy улучшилось на 0,1 %, так как основной выявленной патологией тканей пародонта у детей был катаральный гингивит, обусловленный в большей степени сменой прикуса. Наличие Streptococcus mutans в смешанной слюне снизилось в 2 раза, что отчетливо отражается в улучшении кислотно-щелочного равновесия смешанной слюны. По нашим данным получилось, что в группе детей с декомпенсированным течением кариеса наблюдалось значительное увеличение вязкости слюны при сниженной скорости слюноотделения, что способствовало накоплению мягкого зубного налета, являющегося фактором риска в развитии кариеса зубов у детей школьного возраста. Полученные данные отражают положительную динамику профилактической работы. Динамика показателей интенсивности кариеса демонстрирует редукцию прироста кариеса 54%, что является большим успехом проведенной нами роботы.

Выводы
Проведение профилактической программы по гигиеническому воспитанию детей обеспечивает значительное улучшение гигиенического состояния полости рта, о чем свидетельствуют цифровые данные и объективная оценка состояния полости рта. Все это позволяет утверждать, что проведение мероприятий гигиенического обучения и воспитания является эффективным способом снижения кариеса и заболеваний пародонта у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, как показал анализ результатов по данным анкетирования приоритетными факторами риска возникновения кариеса у детей младшего школьного возраста являются чистка зубов менее 2-х раз в день и продолжительность чистки до 40 секунд, плохой уровень гигиены полости рта, низкая мотивация к профилактике стоматологических заболеваний, частое употребление сладостей, неиспользование дополнительных средств гигиены. Представленные в работе факторы риска возникновения кариеса позволяют в современных условиях повысить качество и эффективность реализуемых санитарно-профилактических мероприятий.
Список литературы
1. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 36—47.
2. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.-2007.-№3.-С.327-338.
3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Хоменко Л. А.- “Книга плюс”, 2010.- 113-124 с.
4. Гончарик И.Г., Ларинская А.В., Цымбаренко Д.И. Влияние образовательной стоматологической программы на изменение гомеостаза полости рта у детей младшего школьного возраста // Материалы научно-практической конференции по детской стоматологии. — Хабаровск, 2013.- 73-75 с.
5. Профилактика стоматологических заболеваний / [ Хоменко Л.А., Савичук А.В., Остапко Е.И. и др. ]; [ Часть ІІ ].- “Книга плюс”.- 2010.- 2
Большая распространённость стоматологических заболеваний предопределяет актуальность их профилактики. Стоматологическая помощь детям должна приобрести профилактическое направление – только при этом условии становится возможным реальное снижение заболеваемости зубов. Успех первичной профилактики во многом зависит от ее организации. Важным является грамотное планирование системных и индивидуальных мероприятий по предупреждению самых распространённых стоматологических заболеваний. С этой целью нами была разработана и внедрена обучающая программа формирования стоматологического здоровья детей.
Ключевые слова: профилактическая стоматологическая программа, здоровый образ жизни, экзогенная и эндогенная профилактика, кариес, профессиональная гигиена ротовой полости.
Большая распространённость стоматологических заболеваний предопределяет актуальность их профилактики. Стоматологическая помощь детям должна приобрести профилактическое направление – только при этом условии становится возможным реальное снижение заболеваемости зубов. [3,113-124] Одним из важных разделов стоматологической профилактики является эндогенная профилактика кариеса зубов, направленная на формирование кариесрезистентных твердых тканей зуба, начиная с периода их закладки, формирования и минерализации, а также и экзогенная профилактика, предусматривающая непосредственное воздействие на твердые ткани зуба с целью повышения их кариесрезистентности. При условии своевременного и систематического применения методов эндогенной и экзогенной профилактики возможно снизить интенсивность кариеса на 20-50 %. [ 5,27 ]
Детских стоматологов очень беспокоит статистика развития кариеса зубов у детей школьного возраста. Причин развития кариеса много. Учеными выдвинуто большое количество версий. Неполноценное питание, низкое содержание фтора в питьевой воде, соматические заболевания ребенка, употребление пищевых продуктов с большим содержанием рафинированных углеводов, наследственная предрасположенность к кариесу, патогенная микрофлора зубного налета, изменение состава слюны – все это приводит к развитию заболевания.
Увеличению риска возникновения кариеса способствуют факторы: аномалии и деформации челюстно-лицевой области, ортодонтическое лечение с использованием брекет-систем, вредные привычки ребенка и многое другое.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей во многом зависит от стоматологической грамотности родителей, учителей, воспитателей детских садов, обеспечить которую можно в содружестве с врачами-стоматологами. Для поддержания здоровья полости рта детям, родителям, педагогам и самим детям нужно применять в повседневной жизни много знаний, умений, навыков, средств и методов для предупреждения стоматологических заболеваний и укрепления здоровья ребенка в целом. Школьный возраст ребенка это лучшее время для обучения и закрепления навыков по гигиене полости рта, что приводит к положительным результатам по сохранению здоровья ротовой полости. В этом возрасте при таком подходе сформированный гигиенический навык очень легко перейдет в стойкую привычку [1, 38], [2, 329].
Согласно данным эпидемиологических исследований ВОЗ, ежедневная двухкратная чистка зубов в течении 2 лет снижает интенсивность кариеса на 30-40%.Однако 60-80% детей школьного возраста имеют неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта, что свидетельствует о несоблюдении ими гигиенических требований [3,124 ].
Нами была разработана и внедрена обучающая программа формирования стоматологического здоровья детей. Программа предназначена для детей в возрасте 9-13 лет, именно в этот период происходит окончательный этап смены временных зубов на постоянные. Для детей в этом возрасте важно систематически посещать стоматолога, соблюдать гигиену полости рта, использовать качественные зубные пасты [4,74]. Реализация данной программы позволит повысить уровень стоматологического здоровья детей по сравнению с детьми не прошедшими данную программу. Задачей данной программы есть обнаружить и устранить ошибки, пробелы в обучении стоматологической грамотности детей. Стоматологическое санитарно-гигиеническое воспитание детей должно быть строго дифференцированным по целям и содержанию в зависимости от возраста.
Материалы и методы
Стоматологическая программа имеет образовательно-развивающую направленность. В исследовании принимают участии дети 9-13 лет, учащиеся ЗОШС интернат Многопрофильный лицей для одаренных детей, г. Черновцы. Программа рассчитана на три года. Состояла из двух частей: теоретической и практической. В проведении теоретической части принимали участие педагоги, воспитатели интерната, медицинский персонал, студенты-стоматологи, стоматологи-интерны Буковинского государственного медицинского университета и врачи-стоматологи кафедры хирургической и детской стоматологии БГМУ. Каждую неделю проводились уроки здоровья на основе демонстрации обучающих мультимедийных презентаций, тематических пособий, макетов, памяток-буклетов. Был оформлен уголок здоровья. Для педагогов и воспитателей интерната проводились открытые лекции, на которых выступали ведущие детские стоматологи области, персонал принимал участие в онлайн-конференциях. Лекции проводились 1 раз в 3 месяца. Темы лекций были посвящены актуальным аспектам санитарно-просветительской работы: рациональное питание и его влияние на состояние зубов и тканей пародонта; индивидуальная гигиена полости рта; современные средства для индивидуального ухода за полостью рта; причины возникновения кариеса; кариес и его осложнения; методы профилактики кариеса; история зубной щетки; способы чистки зубов и т. д.
Было обследовано 112 детей 9-13 лет до и после профилактической программы. Для оценки состояния органов и тканей полости рта были изучены параметры в соответствии с рекомендациями ВОЗ, уровень знаний о гигиене полости рта у детей оценен методом анкетирования. Определение и подсчет индексов проводился по стандартным методикам, уровень гигиены полости рта определяли с помощью упрощенного индекса гигиены OHI-S (Green J.C., Vermillion J.R. 1964). Состояние периодонта оценивали с помощью десневого индекса GI (H. Loe, J. Silness, 1963). Состояние слизистой оболочки полости рта оценивали с помощью индекса PMA и визуально. Был изучен количественный и качественный состав микрофлоры полости рта, и оценена средняя распространенность и интенсивность кариеса.
Комплексное обследование проводили с использованием современных диагностических систем Saliva-Check Buffer, Saliva-Check Mutans и Plaque Indicator (GC). Основными преимуществами используемых современных диагностических систем являются: высокая достоверность, наглядность для пациента, выделение конкретных местных факторов риска, возможность осуществления на приеме у стоматолога без участия смежных специалистов и проведения длительных лабораторных исследований.
Начальный и окончательный уровни санологической культуры воспитателей и педагогов, а также детей оценивались по результатам разработанной анкеты. Результаты анкетирования позволили нам выявить ведущие проблемы стоматологического здоровья в данной возрастной группе. Первая часть анкеты — паспортная часть. Второй раздел позволил оценить исходный или полученный уровень знаний по вопросам стоматологического просвещения. Третья часть вопросов отражает факторы риска стоматологических заболеваний и знания о них детей. На каждого школьника, участвовавшего в образовательной стоматологической программе, была заведена «индивидуальная карта стоматологического больного». Все манипуляции по обследованию проходили в доверительной обстановке с доступным для понимания ребенка объяснением и демонстрацией результатов. В рамках программы назначена и применена эндогенная безлекарственная профилактика, направленная на коррекцию питания в сторону употребления легкоусвояемых углеводов с пищей, на рекомендации по увеличению приема овощей и фруктов, кисломолочных продуктов в рационе детей в зависимости от возраста. Эндогенная лекарственная профилактика применена путем назначения таблетированной формы фторида натрия по 0,22 мг, на протяжении года исключая летние месяцы. Экзогенная лекарственная профилактика выполнена в аппликациях фторсодержащим гелем Difluena Gel (Spofa Dental). Экзогенная безлекарственная профилактика — герметизация фиссур герметиком Fissurit F (VOCO) и мероприятия по индивидуальной и профессиональной гигиене полости рта. Все мероприятия выполнены в соответствии с показаниями. В результате стоматологической программы профилактики была прослежена положительная динамика состояния органов полости рта и всего организма в целом.
Результаты
Полученные данные исследования детей интерната позволили сделать вывод, что на начальном этапе проекта до применения стоматологической программы уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии исследуемых был неудовлетворительным. В этом и заключается самое слабое звено профилактической стоматологии. По итогам программы уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии вырос более чем на 60 %. Данные эпидемиологического исследования (анкетирование «факторы риска») отражены в таблице. По итогам программы показатель декомпенсированной формы кариеса уменьшился в 14 раз.В динамике состояние тканей пародонта по показателям индексов PMA и S-Loy улучшилось на 0,1 %, так как основной выявленной патологией тканей пародонта у детей был катаральный гингивит, обусловленный в большей степени сменой прикуса. Наличие Streptococcus mutans в смешанной слюне снизилось в 2 раза, что отчетливо отражается в улучшении кислотно-щелочного равновесия смешанной слюны. По нашим данным получилось, что в группе детей с декомпенсированным течением кариеса наблюдалось значительное увеличение вязкости слюны при сниженной скорости слюноотделения, что способствовало накоплению мягкого зубного налета, являющегося фактором риска в развитии кариеса зубов у детей школьного возраста. Полученные данные отражают положительную динамику профилактической работы. Динамика показателей интенсивности кариеса демонстрирует редукцию прироста кариеса 54%, что является большим успехом проведенной нами роботы.

Выводы
Проведение профилактической программы по гигиеническому воспитанию детей обеспечивает значительное улучшение гигиенического состояния полости рта, о чем свидетельствуют цифровые данные и объективная оценка состояния полости рта. Все это позволяет утверждать, что проведение мероприятий гигиенического обучения и воспитания является эффективным способом снижения кариеса и заболеваний пародонта у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, как показал анализ результатов по данным анкетирования приоритетными факторами риска возникновения кариеса у детей младшего школьного возраста являются чистка зубов менее 2-х раз в день и продолжительность чистки до 40 секунд, плохой уровень гигиены полости рта, низкая мотивация к профилактике стоматологических заболеваний, частое употребление сладостей, неиспользование дополнительных средств гигиены. Представленные в работе факторы риска возникновения кариеса позволяют в современных условиях повысить качество и эффективность реализуемых санитарно-профилактических мероприятий.
Список литературы
1. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 36—47.
2. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.-2007.-№3.-С.327-338.
3. Хоменко Л.А. Терапевтическая стоматология детского возраста / Хоменко Л. А.- “Книга плюс”, 2010.- 113-124 с.
4. Гончарик И.Г., Ларинская А.В., Цымбаренко Д.И. Влияние образовательной стоматологической программы на изменение гомеостаза полости рта у детей младшего школьного возраста // Материалы научно-практической конференции по детской стоматологии. — Хабаровск, 2013.- 73-75 с.
5. Профилактика стоматологических заболеваний / [ Хоменко Л.А., Савичук А.В., Остапко Е.И. и др. ]; [ Часть ІІ ].- “Книга плюс”.- 2010.- 2
Характеристики
Автор книги
|
Шостенко А.А. |
Год выпуска
|
2016 |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой