Версия для слабовидящих
Регистрация
Отложенные 0
Корзина пуста 0
Войти
Заказать звонок
Стоматологический колледж №1
+7 (495) 118-28-81
Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
Telegram Whatsapp
Программы обучения
Врачам-стоматологам
Гигиенистам стоматологическим
Медицинским сестрам
Аккредитация
Библиотека
Блог
Сведения о колледже
Ещё
    +7 (495) 118-28-81
    Whatsapp
    Telegram
    director@dentalcollege.ru
    dentalcollege.ru
    Отложенные 0 Корзина 0
    • Программы обучения
    • Врачам-стоматологам
    • Гигиенистам стоматологическим
    • Медицинским сестрам
    • Аккредитация
    • Библиотека
    • Блог
    • Сведения о колледже
      • Назад
      • Сведения о колледже
      • О колледже
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Стипендии и меры поддержки обучающихся
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
      • Контакты и реквизиты
    • Telegram Whatsapp
    • +7 (495) 118-28-81
    Контактная информация
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    director@dentalcollege.ru
    • Вконтакте
    • Корзина0
    • Отложенные0
    Главная
    -
    Библиотека
    -
    Статьи
    ПатентыПриказы, Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендацииГазеты и журналыДиссертации, авторефератыКниги, Учебные пособия
    -СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Поделиться

    СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    • СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Пролистать
    • СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Пролистать
    Нет в наличии
    • Описание
    • Характеристики
    • Задать вопрос
    Описание

    Предмет: Представлены результаты ретроспективного анализа показателей распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у детей школьного возраста.

    Цель: определить уровень распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у школьников в возрасте 7, 12 и 15 лет.

    Методология: В исследовании приняли участие 310 детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся в школе № 165 г. Казани. Клиническое исследование было проведено путем стоматологического обследования. На каждого учащегося заводилась амбулаторная карта, в которой фиксировались результаты стоматологического обследования. Статистический анализ результатов исследования проводили с использованием стандартного пакета статистических программ для Microsoft Office Excel.

    Результаты: Наиболее распространенными стоматологическими заболеваниями у детей являются кариес зубов и болезни пародонта. Распространенность кариеса зубов составила в среднем 83,2 %, интенсивность — 3,7±0,12 по кпу+КПУ. Согласно классификации ВОЗ, распространенность кариеса постоянных зубов у 12-летних детей находится на среднем уровне (75,6 %) при низком уровне интенсивности кариеса (2,51±0,1). В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «К» (1,52±0,1). У 15-летних школьников распространенность кариеса находится на высоком уровне (87,5 %) при среднем уровне интенсивности (4,38±0,1). В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «П» (2,24±0,1) и появился компонент «У» (0,12±0,1) (p<0,05). Распространенность признаков поражения пародонта у младших школьников составила 3,3 %, у детей 12 лет — 22,1, 15 лет — 29,0.

    Выводы:Результаты проведенного исследования свидетельствуют о невысоком уровне стоматологической помощи, недостаточности профилактических и лечебных мероприятий среди школьников ключевых возрастных групп. Полученные данные направлены на обоснование основных направлений совершенствования стоматологической помощи детям школьного возраста в современных условиях системы здравоохранения.

    Ключевые слова: распространенность, интенсивность, дети, кариес, заболевания пародонтa.

    Введение

    В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья населения, в частности, у его наиболее чувствительной группы — детей и подростков. Так, число здоровых школьников в России составляет лишь 10 %. Важнейшими приоритетными задачами отечественного здравоохранения являются сохранение и укрепление здоровья детей, поскольку у взрослых оно во многом определяется тем, какие его показатели они имели в детстве. Анализ стоматологической заболеваемости детского населения Российской Федерации показал, что распространенность кариеса зубов у них в последние десятилетия несколько уменьшилась, однако она остается на уровне примерно в два раза выше по сравнению со странами Западной Европы и США [2—4, 6, 7, 16, 18, 20, 25]. Однако уровень КПУ постоянных зубов ключевых возрастных групп детей в настоящее время превышает среднеевропейский в 1,5-2 раза, а в ряде регионов России заметного уменьшения кариеса вовсе не наблюдается [8—12, 26, 28—31].

    В структуре стоматологической заболеваемости у детей и подростков преобладают кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта [15, 16, 19, 21, 23, 24, 27, 32—34]. На сегодняшний день уровень пораженности кариесом среди детского населения всего мира остается стабильно высоким [1, 8, 9, 11—13, 17]. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта, по заключению ВОЗ, составляет порядка 10 % у детей младшего возраста и увеличивается до 90 % у подростков [10].

    В статье приведены результаты ретроспективного анализа показателей распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний зубов у детей школьного возраста. Проведено клинико-диагностическое обследование 310 школьников в возрасте 7, 12 и 15 лет.

    Цель исследования — определить уровень распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у 310 школьников в возрасте 7, 12 и 15 лет.

    Материалы и методы исследования

    В соответствии с целью и задачами использовались клиническое исследование и статистический анализ полученных данных. Всего в исследовании приняли участие 310 детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся в школе №165 г. Казани. Клиническое исследование было проведено путем стоматологического обследования по традиционным общепринятым методикам ВОЗ (1989).

    Возраст 12 лет был выбран как глобальный для мониторинга кариеса зубов и тенденций его динамики в разных странах, так как именно в этом возрасте прорезываются все постоянные зубы, кроме третьих моляров. В 15 лет оценка интенсивности кариеса часто более весома, чем в 12 лет. Кроме того, это важный возраст для оценки индикаторов болезней пародонта у подростков [3]. Родители учеников, принявшие участие в исследовании, предварительно были проинформированы о цели и методах предстоящего обследования, на что были получены письменные информированные согласия.

    Регистрацию и анализ данных, полученных при стоматологическом обследовании, проводили c помощью разнообразных дополнительных методов. Для определения стоматологического статуса нами использовалась модифицированная карта ВОЗ для детей (2013). Особое внимание было обращено на состояние видимых кожных покровов и красной каймы губ, симметричность лица, наличие или отсутствие аллергических высыпаний, состояние регионарных лимфатических узлов (поднижнечелюстных, подподбородочных, шейных), при осмотре преддверия и собственно полости рта — на состояние слизистой оболочки (цвет, увлажненность), величину и место прикрепления уздечек губ и языка, характер смыкания зубных рядов, наличие кариозных и некариозных поражений твердых тканей зубов, состояние тканей пародонта. В диагностике основных заболеваний, оценке их тяжести и распространенности применяли общепринятые классификации. Стоматологический статус учащихся определяли с помощью показателей ряда индексов. Распространенность кариеса зубов определяли как процентное соотношение лиц, пораженных кариесом, к общему числу осмотренных. Для оценки распространенности кариеса зубов использовали следующие критерии ее уровня: низкий (0—30 %), средний (31—80 %), высокий (81—100 %) (Э.М.Кузьмина, 1997).

    Показатели интенсивности кариозного процесса в сменном прикусе определяли с помощью суммы индексов кп (временные зубы) и КПУ (постоянные зубы), разработанных Европейским региональным бюро ВОЗ (Копенгаген, 1980). Его интерпретация предусматривает у 12 летних детей пять уровней: 0—1,1 — очень низкий; 1,2—2,6 — низкий; 2,7— 4,4 — средний; 4,5—6,5 — высокий; более 6,6 — очень высокий.

    При анализе структуры индекса КПУ и кп выделяли и рассчитывали следующие компоненты у постоянных зубов: «К» — кариозные, «П» — пломбированные, «У» — удаленные зубы, у временных — «к» и «п». Их изучение позволяет оценить истинное состояние полости рта, корректировать меры профилактики кариеса зубов и повысить уровень стоматологической помощи детям школьного возраста.

    Мониторинг гигиенического состояния полости рта проводился по показателям упрощенного индекса гигиены полости рта — ИГР-У (OHI-S, Green J.C., Vermillion J. R., 1964). Оценку результатов уровня гигиены полости рта по индексу проводили согласно градации критериев: 0,0—0,6 — низкий показатель (уровень гигиены хороший); 0,7—1,6 — cредний (удовлетворительный); 1,7—2,5 — выcокий (неудовлетворительный); 2,6—6,0 — очень выcокий (плохой).

    Структурно-функциональную резистентность эмали зубов определяли у школьников с помощью теста эмалевой резистентности — ТЭР (В.Р. Окушко, 1983).

    Для индексной оценки состояния тканей десны и эффективности проводимого лечения применялся папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) в модификации Parma и цифровом значении (Parma, 1960). Состояние десны оценивали в баллах: 0 — отсутствие воспаления; 1 — воспаление только десневого сосочка (Р); 2 — воспаление маргинальной десны (М); 3 — воспаление альвеолярной десны (А). Оценочные критерии индекса: 30 % и менее — легкая степень тяжести гингивита; 31—60 % — средняя; 61 % и выше — тяжелая. Для определения состояния тканей пародонта среди школьников использовали модифицированный пародонтальный индекс CPI (1995).

    Уровень стоматологической помощи вычисляли по индексу УСП (П. А. Леус, 1987). Оценку результатов уровня стоматологической помощи
    осуществляли с помощью следующих критериев: 0—9 % — плохой; 10—49 % — недостаточный; 50—74 % — удовлетворительный; ≥ 75 % — хороший.

    Результаты и их обсуждение

    Возрастные особенности всех ключевых групп сопоставимы между собой (табл. 1).

    2022-03-24_10-57-54.png
    Гигиеническое состояние полости рта (ОНI-S) оценивали с помощью упрощенного индекса гигиены полости рта (табл. 2).

    2022-03-24_10-58-45.png

    Было установлено, что уровень гигиены полости рта был достоверно лучше у 7-летних школьников. В сравнительной динамике медиана уровня индекса гигиены у школьников в возрасте 15 лет (2,5) в 1,4 раза ниже аналогичного показателя в группе школьников 12 лет (1,83) и в 1,7 раза ниже аналогичного показателя у детей 7 лет (1,5).

    В группе младшего школьного возраста и у детей 12 лет медиана уровня индекса гигиены OHI-S составила в среднем 1,5 (1,0–2,0) и 1,83 (1,5–2,5) соответственно, что соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. У детей 15 лет медиана уровня индекса гигиены составила 2,5 (2,0–3,0), что говорит о неудовлетворительной гигиене полости рта.

    По данным индекса гигиены OHI-S, были получены следующие данные, свидетельствующие о разных уровнях гигиены рта у школьников 7, 12 и 15 лет (табл. 3, рис. 1).

    2022-03-24_11-00-54.png

    У 7-летних детей только в 32,0 % случаев клинических обследований уровень гигиены полости хороший, в 58,3 % — удовлетворительный (2,61±0,08), в 6,8 % — неудовлетворительный, в 2,9 % — плохой (гигиенический индекс 3,1±0,01). В среднем в данной возрастной группе показатель ИГР-У составил 0,96±0,06, что определяется как удовлетворительный уровень гигиены.

    У 12-летних детей неудовлетворительный уровень гигиены выявлен в 19,2 % случаев, плохой — в 8,9 %. Низкие и средние показатели уровней гигиены выявлены в 72 % случаев.

    У детей 15-летней возрастной категории высокое значение индекса гигиены (2,96±0,05) подтвердило плохой уровень гигиены полости рта в 17,5 % случаев. У детей данной группы значения индекса гигиены (2,17±0,05) соответствовали неудовлетворительному уровню гигиены в 33,0 % случаев.

    Таким образом, в результате изучения показателей гигиенического индекса было установлено постепенное снижение значений уровней гигиены рта в удовлетворительном или хорошем состоянии, при этом выявлена динамика роста высоких значений данного индекса в группе детей 12 и 15 лет. В соответствии с полученными данными в группе младшего школьного возраста отмечалось существенное преобладание лиц с хорошим и удовлетворительным уровнем гигиены полости рта (p<0,001). Их совокупная доля составила 90,3 %, тогда как в группе детей 15 лет — 49,5 %. Плохая или неудовлетворительная гигиена полости рта выявлялась у детей 7 лет по сравнению с группой школьников 15 лет (в 9,7 и 50,5 % случаев соответственно).

    Результаты изучения показателей распространенности и интенсивности кариеса твердых тканей зубов, представленные в табл. 4, показали определенные различия у школьников разных возрастных групп. Уровень распространенности и интенсивности кариеса временных и постоянных зубов оценивали в соответствии с критериями ВОЗ.

    Обследование позволило установить, что у 7-летних детей выявлен средний уровень распространенности кариеса временных зубов (79,2 %) при индексе интенсивности 3,84±0,2, что соответствует среднему уровню интенсивности по классификации ВОЗ [24]. В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «к» (2,11±0,18). Распространенность кариеса постоянных зубов у школьников 7 лет определена в 7,12 % случаев (низкий уровень распространенности по ВОЗ) при очень низком значении индекса интенсивности КПУ (0,14±0,0).

    2022-03-24_11-04-32.png
    2022-03-24_11-05-15.png

    Распространенность кариеса твердых тканей зубов у 12-летних детей соответствует среднему уровню (75,6 %). Интенсивность кариеса по индексу КПУ составила 2,51± 0,1, что соответствует низкому уровню интенсивности по градации ВОЗ [21]. В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «К» (1,52±0,1).

    Установлено, что у 15-летних школьников распространенность кариеса составила 87,5 %, что соответствует высокому уровню по критерию ВОЗ при среднем уровне интенсивности (4,38±0,1). Из данных табл. 2 следует, что у 15-летних школьников преобладает компонент «П» (2,24±0,1) и появился компонент «У» (0,12±0,1) (p<0,05).

    В сравнительной динамике изучения показателей выявлено, что уровень распространенности кариеса зубов у 15-летних (87,5 %) превышает аналогичный показатель у 12-летних (75,6 %) в 1,2 раза, интенсивность по КПУ — в 1,7 раза (2,51±0,1 и 4,38±0,1 соответственно).

    Структурно-функциональную резистентность эмали зубов определяли с помощью теста эмалевой резистентности (ТЭР). Интенсивность окрашивания оценивали по 10-балльной шкале и выделяли 4 степени структурно-функциональной резистентности эмали (рис. 2).

    2022-03-24_11-06-40.png
    В сравнительной динамике изучения показателей выявлено, что резистентность эмали зубов у 15-летних (6,1±0,47) имеет пониженные значения и превышает аналогичный показатель у 12-летних в 1,4 раза (4,9±0,31), у школьников 7 лет — в 1,7 раза (3,8±0,31). У детей 7 и 12 лет определена средняя степень устойчивости резистентности эмали зубов к кариесу.

    Для оценки состояния тканей пародонта использовали индекс РМА (Parma,1960), позволяющий судить о пораженности и тяжести воспалительной реакции десны. В табл. 5 представлено сравнение индекса PMA: у 7-летних его медиана составила 4,05, у 12-летних — 6,6, у 15-летних — 7,15. Различия были статистически значимы (p=0,015).

    2022-03-24_11-14-22.png

    На рис. 3 представлено сравнение структуры исследуемых возрастных групп школьников по данному признаку (p<0,05). Интактные ткани пародонта в группе младшего школьного возраста встречались в 96,7 % случаев, в группе детей 12 лет — в 77,9 %, у школьников 15 лет — в 71,1 %. Распространенность признаков поражения пародонта у младших школьников составила 3,3 %, в группе детей 12 лет — 22,1 %, у школьников 15 лет — 29,0 %.

    2022-03-24_11-15-21.png

    Проведенное сравнение позволило выявить статистически значимые различия структуры исследуемых возрастных групп по степени воспаления десен (p=0,01), заключающиеся в преобладании случаев воспаления маргинальной десны в группе школьников 12 и 15 лет.
    2022-03-24_11-16-22.png

    Следующим этапом исследования было определение состояния тканей пародонта среди школьников посредством модифицированного пародонтального индекса CPI (1995) по критериям ВОЗ (табл. 6). Изучение структуры индекса CPI в школьных группах диагностирует разную распространенность признаков заболеваний пародонта. Самым диагностируемым по частоте признаком является кровоточивость десен. В группе младшего школьного возраста она встречается в 2,9 % случаев, в группе детей 12 лет —в 18,1 %, у школьников 15 лет — в 21,4 %. Вторым признаком по частоте выявления был зубной камень. В группе младшего школьного возраста он не был выявлен, в группе детей 12 лет выявлен в 3,8 % случаев, у школьников 15 лет — в 6,8 % (p<0,05).
    2022-03-24_11-17-29.png

    В результате сравнения значений группового индекса УСП (уровня стоматологической помощи) в исследуемых школьных группах были также установлены статистически значимые различия (p<0,001). Уровень стоматологической помощи соответствует оценке «недостаточный» у школьников 7 лет в 6,8 % случаев, в группе детей 12 лет — в 8,7 %, у школьников 15 лет — в 11,7 %. Сравнение уровней стоматологической помощи в исследуемых группах школьников представлено в табл. 7. В сравнительной динамике изучения показателей выявлено, что оценочный критерий «плохой» у 15-летних (21,4± 0,07) превышает аналогичный показатель у 12-летних (17,3 ± 0,01) в 1,2 раза.

    Проведенное сравнение потребности детей школьного возраста в качественной стоматологической помощи показало, что во всех исследуемых группах требуется проведение лечебно-профилактических мероприятий (табл. 8).

    Выводы

    При комплексном стоматологическом обследовании распространенность кариеса зубов у детей школьного возраста составила в среднем 83,2 %, интенсивность по кпу+КПУ — 3,7±0,12.

    Согласно классификации ВОЗ, распространенность кариеса постоянных зубов у 7- и 12-летних детей находилась на среднем уровне — 79,2 и 75,6 % соответственно, у 15-летних — на высоком (87,5 %).

    Распространенность признаков поражения пародонта у младших школьников составила 3,3 %, в группе детей 12 лет — 22,1 %, а у школьников 15 лет — 29,0 %.

    Данные анализа индекса УСП показали, что уровень стоматологической помощи в возрастных группах 7, 12 и 15 лет соответствует оценке «недостаточный» (в 6,8, 8,7 и 11,7 % случаев соответственно).

    Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о невысоком уровне стоматологической помощи, недостаточности профилактических и лечебных мероприятий среди школьников ключевых возрастных групп. Полученные данные направлены на обоснование основных направлений совершенствования стоматологической помощи детям школьного возраста в современных условиях системы здравоохранения.

    Литература

    1. Разработка комплекса диагностических методов прогнозирования развития кариозного процесса в рамках проведения программы индивидуальной профилактики кариесу зубов у взрослых / И.А. Беленова, О.А. Кудрявцев, О.И. Олейник [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – №2. – С. 157–160.
    2. Викторов, В.Н. Информативность индикаторов ВОЗ в определении стоматологического здоровья детей школьного возраста / В.Н. Викторов, Р.А. Салеев, Е.А. Загребаева // Здравоохранение Чувашии. – 2015. – №3. – С. 38–44.
    3. ВОЗ. Стоматологическое обследование. Основные методы. – Женева, 1997. – 76 с.
    4. Гарифуллина, А.Ж. Сравнительная оценка стоматологического здоровья детей школьного возраста г. Омска с помощью европейских индикаторов / А.Ж. Гарифуллина, Г.И. Скрипкина, Т.И. Бурнашова // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, №4. – С. 77–81.
    5. Исмагилов, О.Р. Организация прогнозирования основных стоматологических заболеваний среди детей школьного возраста / О.Р. Исмагилов, А.В. Шулаев, К.А. Березин // Уральский медицинский журнал. – 2017. – №9. – С. 87–90.
    6. Кариес жевательных поверхностей постоянных моляров в детском возрасте - роль их морфологии / В. Кондева, М. Куклева, С. Петрова, М. Стойкова // Стоматология. – 2008. – №6. – С. 56–62.
    7. Кисельникова, Л.П. Результаты изучения деятельности врачей -стоматологов детских с использованием ряда европейских индикаторов / Л.П. Кисельникова, М.В. Мирошкина, Т.Е. Зуева // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, №2. – С. 68–73.
    8. Модель прогноза течения кариеса у детей / Д.А. Кузьмина, В.П. Новикова, Н.В. Шабашова [и др.] // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2011. – №3. – С. 26–33.
    9. Кузьмина, Э.М. Профилактика – стратегическая необходимость для сохранения стоматологического здоровья населения / Э.М. Кузьмина // Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера: сборник статей. – Якутск, 2015. – С. 26–35.
    10. Кузьмина, Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России / Э.М. Кузьмина. – Москва: МГМСУ, 2009. – 236 с.
    11. Кузьмина, Э.М. Типовая модель для разработки регионально ориентированных программ профилактики стоматологических заболеваний, предназначенных для детского возраста / Э.М. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2003. – №3–4. – С. 23–27.
    12. Леонтьев, В.К. Будущее без кариеса – возможности и реальность / В.К. Леонтьев // Стоматология России. – 2014. – №1. – С. 11.
    13. Леонтьев, В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов. – Москва: КМК-ИНВЕСТ, 2007. – 430 с.
    14. Леус, П.А. Ретроспективный анализ динамики интенсивности кариеса зубов и выявление детерминантов кариозной болезни у детей г. Москвы / П.А. Леус, Л.П. Кисельникова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2016. – №2. – С. 57–63.
    15. Максимова, О.П. Стоматология детского возраста на современном этапе / О.П. Максимова // Клиническая стоматология. – 2012. – №3. – С. 38–40.
    16. Мишутин, Е.А. Результаты стоматологического обследования школьников г. Смоленска / Е.А. Мишутин, П.Н. Гелетин, В.Г. Морозов // Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний: материалы III Российско-Европейского конгресса по детской стоматологии. – Москва, 2013. – С. 120–125.
    17. Размахнина, Е.М. Прогнозирование риска развития кариеса у детей 8—11 лет / Е.М. Размахнина, Е.А. Киселева // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2015. – №3. – С. 47–50.
    18. Рублева, И.А. Социальные аспекты оказания стоматологической помощи детям в городе Екатеринбурге / И.А. Рублева, К.А. Митрофанова, Т.В. Закиров // Проблемы стоматологии. – 2014. – №5. – С. 45–49.
    19. Силин, А.В. Предварительная оценка информативности ряда европейских индикаторов в определении стоматологического здоровья детей школьного возраста г. Санкта-Петербурга / А.В. Силин, П.А. Леус, Е.А. Сатыго // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2014. – №4. – С. 7–12.
    20. Скрипкина, Г.И. Системный подход к проблеме прогнозирования кариеса зубов / Г.И. Скрипкина, Е.В. Екимов, Т.С. Митяева // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, №3. – С. 121–126.
    21. Смоляр, Н.И. Анализ распространенности кариеса зубов у детей с помощью индекса ВОЗ – Significant Index of Caries / Н.И. Смоляр, Н.Л. Чухрай // Стоматоогия. – 2015. – №6. – С. 41–44.
    22. Сущенко, А.В. Результаты исследования распространенности патологии пародонта у детей / А.В. Сущенко, О.А. Лепехина, Л.И. Лепехина // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №5-1. – С. 41.
    23. Ранняя диагностика риска развития и прогрессирования развития кариеса и воспалительных заболеваний пародонта у лиц молодого возраста, проживающих в регионе с неблагоприятными факторами окружающей среды / И.Н. Усманова, Л.П. Герасимова, М.М. Туйгунов [и др.] // Медицинский вестник Башкортостна. – 2014. – №6. – С. 55–60.
    24. Показатели стоматологического здоровья у детей и подростков Саратова и Саратовской области / И.В. Фирсова, Д.Е. Суетенков, А.В. Егорова, Т.Е. Магомедов, Т.П. Харитонова, Н.В. Давыдова, С.И. Лебедева, Э.А. Бахметьева, Е.А. Гриценко // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2013. – Т. 9, №3. – С. 484–486.
    Характеристики
    Автор книги
    Исмагилов О.Р., Шулаев А.В., Старцева Е.Ю., Ахметова Г.М., Березин К.А
    Год выпуска
    2019
    Задать вопрос
    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

    Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

    Задать вопрос

    Новости
    Все новости
    15 мая 2025
    Первичная аккредитация гигиениста стоматологического. Старт приёма документов
    25 марта 2025
    Образовательное кредитование: пособие для студентов СПО
    20 октября 2023
    Кредит на образование с господдержкой
    Колледж
    О колледже
    Преподаватели
    Информация об оплате
    Новости
    Блог
    Контакты и реквизиты
    Политика обработки персональных данных
    Договор оказания услуг
    Студентам
    Платформа для обучения
    Каталог программ обучения
    Врачам-стоматологам
    Гигиенистам-стоматологическим
    Медицинским сестрам
    Библиотека
    Мы в соц.сетях
    Наши контакты
    +7 (495) 118-28-81
    Telegram Whatsapp
    director@dentalcollege.ru
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    ОЧУ СПО «Стоматологический колледж №1»
    Версия для слабовидящих
    1998-2025 © Стоматологический колледж №1 (лицензия на образовательную деятельность №035402 от 29.08.2014)