СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предмет: Представлены результаты ретроспективного анализа показателей распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у детей школьного возраста.
Цель: определить уровень распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у школьников в возрасте 7, 12 и 15 лет.
Методология: В исследовании приняли участие 310 детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся в школе № 165 г. Казани. Клиническое исследование было проведено путем стоматологического обследования. На каждого учащегося заводилась амбулаторная карта, в которой фиксировались результаты стоматологического обследования. Статистический анализ результатов исследования проводили с использованием стандартного пакета статистических программ для Microsoft Office Excel.
Результаты: Наиболее распространенными стоматологическими заболеваниями у детей являются кариес зубов и болезни пародонта. Распространенность кариеса зубов составила в среднем 83,2 %, интенсивность — 3,7±0,12 по кпу+КПУ. Согласно классификации ВОЗ, распространенность кариеса постоянных зубов у 12-летних детей находится на среднем уровне (75,6 %) при низком уровне интенсивности кариеса (2,51±0,1). В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «К» (1,52±0,1). У 15-летних школьников распространенность кариеса находится на высоком уровне (87,5 %) при среднем уровне интенсивности (4,38±0,1). В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «П» (2,24±0,1) и появился компонент «У» (0,12±0,1) (p<0,05). Распространенность признаков поражения пародонта у младших школьников составила 3,3 %, у детей 12 лет — 22,1, 15 лет — 29,0.
Выводы:Результаты проведенного исследования свидетельствуют о невысоком уровне стоматологической помощи, недостаточности профилактических и лечебных мероприятий среди школьников ключевых возрастных групп. Полученные данные направлены на обоснование основных направлений совершенствования стоматологической помощи детям школьного возраста в современных условиях системы здравоохранения.
Ключевые слова: распространенность, интенсивность, дети, кариес, заболевания пародонтa.
ВведениеВ последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья населения, в частности, у его наиболее чувствительной группы — детей и подростков. Так, число здоровых школьников в России составляет лишь 10 %. Важнейшими приоритетными задачами отечественного здравоохранения являются сохранение и укрепление здоровья детей, поскольку у взрослых оно во многом определяется тем, какие его показатели они имели в детстве. Анализ стоматологической заболеваемости детского населения Российской Федерации показал, что распространенность кариеса зубов у них в последние десятилетия несколько уменьшилась, однако она остается на уровне примерно в два раза выше по сравнению со странами Западной Европы и США [2—4, 6, 7, 16, 18, 20, 25]. Однако уровень КПУ постоянных зубов ключевых возрастных групп детей в настоящее время превышает среднеевропейский в 1,5-2 раза, а в ряде регионов России заметного уменьшения кариеса вовсе не наблюдается [8—12, 26, 28—31].
В структуре стоматологической заболеваемости у детей и подростков преобладают кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта [15, 16, 19, 21, 23, 24, 27, 32—34]. На сегодняшний день уровень пораженности кариесом среди детского населения всего мира остается стабильно высоким [1, 8, 9, 11—13, 17]. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта, по заключению ВОЗ, составляет порядка 10 % у детей младшего возраста и увеличивается до 90 % у подростков [10].
В статье приведены результаты ретроспективного анализа показателей распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний зубов у детей школьного возраста. Проведено клинико-диагностическое обследование 310 школьников в возрасте 7, 12 и 15 лет.
Цель исследования — определить уровень распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний у 310 школьников в возрасте 7, 12 и 15 лет.
Материалы и методы исследования
В соответствии с целью и задачами использовались клиническое исследование и статистический анализ полученных данных. Всего в исследовании приняли участие 310 детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся в школе №165 г. Казани. Клиническое исследование было проведено путем стоматологического обследования по традиционным общепринятым методикам ВОЗ (1989).
Возраст 12 лет был выбран как глобальный для мониторинга кариеса зубов и тенденций его динамики в разных странах, так как именно в этом возрасте прорезываются все постоянные зубы, кроме третьих моляров. В 15 лет оценка интенсивности кариеса часто более весома, чем в 12 лет. Кроме того, это важный возраст для оценки индикаторов болезней пародонта у подростков [3]. Родители учеников, принявшие участие в исследовании, предварительно были проинформированы о цели и методах предстоящего обследования, на что были получены письменные информированные согласия.
Регистрацию и анализ данных, полученных при стоматологическом обследовании, проводили c помощью разнообразных дополнительных методов. Для определения стоматологического статуса нами использовалась модифицированная карта ВОЗ для детей (2013). Особое внимание было обращено на состояние видимых кожных покровов и красной каймы губ, симметричность лица, наличие или отсутствие аллергических высыпаний, состояние регионарных лимфатических узлов (поднижнечелюстных, подподбородочных, шейных), при осмотре преддверия и собственно полости рта — на состояние слизистой оболочки (цвет, увлажненность), величину и место прикрепления уздечек губ и языка, характер смыкания зубных рядов, наличие кариозных и некариозных поражений твердых тканей зубов, состояние тканей пародонта. В диагностике основных заболеваний, оценке их тяжести и распространенности применяли общепринятые классификации. Стоматологический статус учащихся определяли с помощью показателей ряда индексов. Распространенность кариеса зубов определяли как процентное соотношение лиц, пораженных кариесом, к общему числу осмотренных. Для оценки распространенности кариеса зубов использовали следующие критерии ее уровня: низкий (0—30 %), средний (31—80 %), высокий (81—100 %) (Э.М.Кузьмина, 1997).
Показатели интенсивности кариозного процесса в сменном прикусе определяли с помощью суммы индексов кп (временные зубы) и КПУ (постоянные зубы), разработанных Европейским региональным бюро ВОЗ (Копенгаген, 1980). Его интерпретация предусматривает у 12 летних детей пять уровней: 0—1,1 — очень низкий; 1,2—2,6 — низкий; 2,7— 4,4 — средний; 4,5—6,5 — высокий; более 6,6 — очень высокий.
При анализе структуры индекса КПУ и кп выделяли и рассчитывали следующие компоненты у постоянных зубов: «К» — кариозные, «П» — пломбированные, «У» — удаленные зубы, у временных — «к» и «п». Их изучение позволяет оценить истинное состояние полости рта, корректировать меры профилактики кариеса зубов и повысить уровень стоматологической помощи детям школьного возраста.
Мониторинг гигиенического состояния полости рта проводился по показателям упрощенного индекса гигиены полости рта — ИГР-У (OHI-S, Green J.C., Vermillion J. R., 1964). Оценку результатов уровня гигиены полости рта по индексу проводили согласно градации критериев: 0,0—0,6 — низкий показатель (уровень гигиены хороший); 0,7—1,6 — cредний (удовлетворительный); 1,7—2,5 — выcокий (неудовлетворительный); 2,6—6,0 — очень выcокий (плохой).
Структурно-функциональную резистентность эмали зубов определяли у школьников с помощью теста эмалевой резистентности — ТЭР (В.Р. Окушко, 1983).
Для индексной оценки состояния тканей десны и эффективности проводимого лечения применялся папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) в модификации Parma и цифровом значении (Parma, 1960). Состояние десны оценивали в баллах: 0 — отсутствие воспаления; 1 — воспаление только десневого сосочка (Р); 2 — воспаление маргинальной десны (М); 3 — воспаление альвеолярной десны (А). Оценочные критерии индекса: 30 % и менее — легкая степень тяжести гингивита; 31—60 % — средняя; 61 % и выше — тяжелая. Для определения состояния тканей пародонта среди школьников использовали модифицированный пародонтальный индекс CPI (1995).
Уровень стоматологической помощи вычисляли по индексу УСП (П. А. Леус, 1987). Оценку результатов уровня стоматологической помощи
осуществляли с помощью следующих критериев: 0—9 % — плохой; 10—49 % — недостаточный; 50—74 % — удовлетворительный; ≥ 75 % — хороший.
Результаты и их обсуждение
Возрастные особенности всех ключевых групп сопоставимы между собой (табл. 1).

Гигиеническое состояние полости рта (ОНI-S) оценивали с помощью упрощенного индекса гигиены полости рта (табл. 2).

Было установлено, что уровень гигиены полости рта был достоверно лучше у 7-летних школьников. В сравнительной динамике медиана уровня индекса гигиены у школьников в возрасте 15 лет (2,5) в 1,4 раза ниже аналогичного показателя в группе школьников 12 лет (1,83) и в 1,7 раза ниже аналогичного показателя у детей 7 лет (1,5).
В группе младшего школьного возраста и у детей 12 лет медиана уровня индекса гигиены OHI-S составила в среднем 1,5 (1,0–2,0) и 1,83 (1,5–2,5) соответственно, что соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. У детей 15 лет медиана уровня индекса гигиены составила 2,5 (2,0–3,0), что говорит о неудовлетворительной гигиене полости рта.
По данным индекса гигиены OHI-S, были получены следующие данные, свидетельствующие о разных уровнях гигиены рта у школьников 7, 12 и 15 лет (табл. 3, рис. 1).

У 7-летних детей только в 32,0 % случаев клинических обследований уровень гигиены полости хороший, в 58,3 % — удовлетворительный (2,61±0,08), в 6,8 % — неудовлетворительный, в 2,9 % — плохой (гигиенический индекс 3,1±0,01). В среднем в данной возрастной группе показатель ИГР-У составил 0,96±0,06, что определяется как удовлетворительный уровень гигиены.
У 12-летних детей неудовлетворительный уровень гигиены выявлен в 19,2 % случаев, плохой — в 8,9 %. Низкие и средние показатели уровней гигиены выявлены в 72 % случаев.
У детей 15-летней возрастной категории высокое значение индекса гигиены (2,96±0,05) подтвердило плохой уровень гигиены полости рта в 17,5 % случаев. У детей данной группы значения индекса гигиены (2,17±0,05) соответствовали неудовлетворительному уровню гигиены в 33,0 % случаев.
Таким образом, в результате изучения показателей гигиенического индекса было установлено постепенное снижение значений уровней гигиены рта в удовлетворительном или хорошем состоянии, при этом выявлена динамика роста высоких значений данного индекса в группе детей 12 и 15 лет. В соответствии с полученными данными в группе младшего школьного возраста отмечалось существенное преобладание лиц с хорошим и удовлетворительным уровнем гигиены полости рта (p<0,001). Их совокупная доля составила 90,3 %, тогда как в группе детей 15 лет — 49,5 %. Плохая или неудовлетворительная гигиена полости рта выявлялась у детей 7 лет по сравнению с группой школьников 15 лет (в 9,7 и 50,5 % случаев соответственно).
Результаты изучения показателей распространенности и интенсивности кариеса твердых тканей зубов, представленные в табл. 4, показали определенные различия у школьников разных возрастных групп. Уровень распространенности и интенсивности кариеса временных и постоянных зубов оценивали в соответствии с критериями ВОЗ.
Обследование позволило установить, что у 7-летних детей выявлен средний уровень распространенности кариеса временных зубов (79,2 %) при индексе интенсивности 3,84±0,2, что соответствует среднему уровню интенсивности по классификации ВОЗ [24]. В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «к» (2,11±0,18). Распространенность кариеса постоянных зубов у школьников 7 лет определена в 7,12 % случаев (низкий уровень распространенности по ВОЗ) при очень низком значении индекса интенсивности КПУ (0,14±0,0).


Распространенность кариеса твердых тканей зубов у 12-летних детей соответствует среднему уровню (75,6 %). Интенсивность кариеса по индексу КПУ составила 2,51± 0,1, что соответствует низкому уровню интенсивности по градации ВОЗ [21]. В структуре индекса интенсивности преобладает компонент «К» (1,52±0,1).
Установлено, что у 15-летних школьников распространенность кариеса составила 87,5 %, что соответствует высокому уровню по критерию ВОЗ при среднем уровне интенсивности (4,38±0,1). Из данных табл. 2 следует, что у 15-летних школьников преобладает компонент «П» (2,24±0,1) и появился компонент «У» (0,12±0,1) (p<0,05).
В сравнительной динамике изучения показателей выявлено, что уровень распространенности кариеса зубов у 15-летних (87,5 %) превышает аналогичный показатель у 12-летних (75,6 %) в 1,2 раза, интенсивность по КПУ — в 1,7 раза (2,51±0,1 и 4,38±0,1 соответственно).
Структурно-функциональную резистентность эмали зубов определяли с помощью теста эмалевой резистентности (ТЭР). Интенсивность окрашивания оценивали по 10-балльной шкале и выделяли 4 степени структурно-функциональной резистентности эмали (рис. 2).

В сравнительной динамике изучения показателей выявлено, что резистентность эмали зубов у 15-летних (6,1±0,47) имеет пониженные значения и превышает аналогичный показатель у 12-летних в 1,4 раза (4,9±0,31), у школьников 7 лет — в 1,7 раза (3,8±0,31). У детей 7 и 12 лет определена средняя степень устойчивости резистентности эмали зубов к кариесу.
Для оценки состояния тканей пародонта использовали индекс РМА (Parma,1960), позволяющий судить о пораженности и тяжести воспалительной реакции десны. В табл. 5 представлено сравнение индекса PMA: у 7-летних его медиана составила 4,05, у 12-летних — 6,6, у 15-летних — 7,15. Различия были статистически значимы (p=0,015).

На рис. 3 представлено сравнение структуры исследуемых возрастных групп школьников по данному признаку (p<0,05). Интактные ткани пародонта в группе младшего школьного возраста встречались в 96,7 % случаев, в группе детей 12 лет — в 77,9 %, у школьников 15 лет — в 71,1 %. Распространенность признаков поражения пародонта у младших школьников составила 3,3 %, в группе детей 12 лет — 22,1 %, у школьников 15 лет — 29,0 %.

Проведенное сравнение позволило выявить статистически значимые различия структуры исследуемых возрастных групп по степени воспаления десен (p=0,01), заключающиеся в преобладании случаев воспаления маргинальной десны в группе школьников 12 и 15 лет.

Следующим этапом исследования было определение состояния тканей пародонта среди школьников посредством модифицированного пародонтального индекса CPI (1995) по критериям ВОЗ (табл. 6). Изучение структуры индекса CPI в школьных группах диагностирует разную распространенность признаков заболеваний пародонта. Самым диагностируемым по частоте признаком является кровоточивость десен. В группе младшего школьного возраста она встречается в 2,9 % случаев, в группе детей 12 лет —в 18,1 %, у школьников 15 лет — в 21,4 %. Вторым признаком по частоте выявления был зубной камень. В группе младшего школьного возраста он не был выявлен, в группе детей 12 лет выявлен в 3,8 % случаев, у школьников 15 лет — в 6,8 % (p<0,05).

В результате сравнения значений группового индекса УСП (уровня стоматологической помощи) в исследуемых школьных группах были также установлены статистически значимые различия (p<0,001). Уровень стоматологической помощи соответствует оценке «недостаточный» у школьников 7 лет в 6,8 % случаев, в группе детей 12 лет — в 8,7 %, у школьников 15 лет — в 11,7 %. Сравнение уровней стоматологической помощи в исследуемых группах школьников представлено в табл. 7. В сравнительной динамике изучения показателей выявлено, что оценочный критерий «плохой» у 15-летних (21,4± 0,07) превышает аналогичный показатель у 12-летних (17,3 ± 0,01) в 1,2 раза.
Проведенное сравнение потребности детей школьного возраста в качественной стоматологической помощи показало, что во всех исследуемых группах требуется проведение лечебно-профилактических мероприятий (табл. 8).
Выводы
При комплексном стоматологическом обследовании распространенность кариеса зубов у детей школьного возраста составила в среднем 83,2 %, интенсивность по кпу+КПУ — 3,7±0,12.
Согласно классификации ВОЗ, распространенность кариеса постоянных зубов у 7- и 12-летних детей находилась на среднем уровне — 79,2 и 75,6 % соответственно, у 15-летних — на высоком (87,5 %).
Распространенность признаков поражения пародонта у младших школьников составила 3,3 %, в группе детей 12 лет — 22,1 %, а у школьников 15 лет — 29,0 %.
Данные анализа индекса УСП показали, что уровень стоматологической помощи в возрастных группах 7, 12 и 15 лет соответствует оценке «недостаточный» (в 6,8, 8,7 и 11,7 % случаев соответственно).
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о невысоком уровне стоматологической помощи, недостаточности профилактических и лечебных мероприятий среди школьников ключевых возрастных групп. Полученные данные направлены на обоснование основных направлений совершенствования стоматологической помощи детям школьного возраста в современных условиях системы здравоохранения.
Литература
1. Разработка комплекса диагностических методов прогнозирования развития кариозного процесса в рамках проведения программы индивидуальной профилактики кариесу зубов у взрослых / И.А. Беленова, О.А. Кудрявцев, О.И. Олейник [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – №2. – С. 157–160.
2. Викторов, В.Н. Информативность индикаторов ВОЗ в определении стоматологического здоровья детей школьного возраста / В.Н. Викторов, Р.А. Салеев, Е.А. Загребаева // Здравоохранение Чувашии. – 2015. – №3. – С. 38–44.
3. ВОЗ. Стоматологическое обследование. Основные методы. – Женева, 1997. – 76 с.
4. Гарифуллина, А.Ж. Сравнительная оценка стоматологического здоровья детей школьного возраста г. Омска с помощью европейских индикаторов / А.Ж. Гарифуллина, Г.И. Скрипкина, Т.И. Бурнашова // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, №4. – С. 77–81.
5. Исмагилов, О.Р. Организация прогнозирования основных стоматологических заболеваний среди детей школьного возраста / О.Р. Исмагилов, А.В. Шулаев, К.А. Березин // Уральский медицинский журнал. – 2017. – №9. – С. 87–90.
6. Кариес жевательных поверхностей постоянных моляров в детском возрасте - роль их морфологии / В. Кондева, М. Куклева, С. Петрова, М. Стойкова // Стоматология. – 2008. – №6. – С. 56–62.
7. Кисельникова, Л.П. Результаты изучения деятельности врачей -стоматологов детских с использованием ряда европейских индикаторов / Л.П. Кисельникова, М.В. Мирошкина, Т.Е. Зуева // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, №2. – С. 68–73.
8. Модель прогноза течения кариеса у детей / Д.А. Кузьмина, В.П. Новикова, Н.В. Шабашова [и др.] // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2011. – №3. – С. 26–33.
9. Кузьмина, Э.М. Профилактика – стратегическая необходимость для сохранения стоматологического здоровья населения / Э.М. Кузьмина // Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера: сборник статей. – Якутск, 2015. – С. 26–35.
10. Кузьмина, Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России / Э.М. Кузьмина. – Москва: МГМСУ, 2009. – 236 с.
11. Кузьмина, Э.М. Типовая модель для разработки регионально ориентированных программ профилактики стоматологических заболеваний, предназначенных для детского возраста / Э.М. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2003. – №3–4. – С. 23–27.
12. Леонтьев, В.К. Будущее без кариеса – возможности и реальность / В.К. Леонтьев // Стоматология России. – 2014. – №1. – С. 11.
13. Леонтьев, В.К. Профилактика стоматологических заболеваний / В.К. Леонтьев, Г.Н. Пахомов. – Москва: КМК-ИНВЕСТ, 2007. – 430 с.
14. Леус, П.А. Ретроспективный анализ динамики интенсивности кариеса зубов и выявление детерминантов кариозной болезни у детей г. Москвы / П.А. Леус, Л.П. Кисельникова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2016. – №2. – С. 57–63.
15. Максимова, О.П. Стоматология детского возраста на современном этапе / О.П. Максимова // Клиническая стоматология. – 2012. – №3. – С. 38–40.
16. Мишутин, Е.А. Результаты стоматологического обследования школьников г. Смоленска / Е.А. Мишутин, П.Н. Гелетин, В.Г. Морозов // Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний: материалы III Российско-Европейского конгресса по детской стоматологии. – Москва, 2013. – С. 120–125.
17. Размахнина, Е.М. Прогнозирование риска развития кариеса у детей 8—11 лет / Е.М. Размахнина, Е.А. Киселева // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2015. – №3. – С. 47–50.
18. Рублева, И.А. Социальные аспекты оказания стоматологической помощи детям в городе Екатеринбурге / И.А. Рублева, К.А. Митрофанова, Т.В. Закиров // Проблемы стоматологии. – 2014. – №5. – С. 45–49.
19. Силин, А.В. Предварительная оценка информативности ряда европейских индикаторов в определении стоматологического здоровья детей школьного возраста г. Санкта-Петербурга / А.В. Силин, П.А. Леус, Е.А. Сатыго // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2014. – №4. – С. 7–12.
20. Скрипкина, Г.И. Системный подход к проблеме прогнозирования кариеса зубов / Г.И. Скрипкина, Е.В. Екимов, Т.С. Митяева // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, №3. – С. 121–126.
21. Смоляр, Н.И. Анализ распространенности кариеса зубов у детей с помощью индекса ВОЗ – Significant Index of Caries / Н.И. Смоляр, Н.Л. Чухрай // Стоматоогия. – 2015. – №6. – С. 41–44.
22. Сущенко, А.В. Результаты исследования распространенности патологии пародонта у детей / А.В. Сущенко, О.А. Лепехина, Л.И. Лепехина // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №5-1. – С. 41.
23. Ранняя диагностика риска развития и прогрессирования развития кариеса и воспалительных заболеваний пародонта у лиц молодого возраста, проживающих в регионе с неблагоприятными факторами окружающей среды / И.Н. Усманова, Л.П. Герасимова, М.М. Туйгунов [и др.] // Медицинский вестник Башкортостна. – 2014. – №6. – С. 55–60.
24. Показатели стоматологического здоровья у детей и подростков Саратова и Саратовской области / И.В. Фирсова, Д.Е. Суетенков, А.В. Егорова, Т.Е. Магомедов, Т.П. Харитонова, Н.В. Давыдова, С.И. Лебедева, Э.А. Бахметьева, Е.А. Гриценко // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2013. – Т. 9, №3. – С. 484–486.
Автор книги
|
Исмагилов О.Р., Шулаев А.В., Старцева Е.Ю., Ахметова Г.М., Березин К.А |
Год выпуска
|
2019 |