Версия для слабовидящих
Регистрация
Отложенные 0
Корзина пуста 0
Войти
Заказать звонок
Стоматологический колледж №1
+7 (495) 118-28-81
Пн-Пт: с 10:00 до 18:00
Telegram Whatsapp
Программы обучения
Врачам-стоматологам
Гигиенистам стоматологическим
Медицинским сестрам
Аккредитация
Библиотека
Блог
Сведения о колледже
Ещё
    dentalcollege.ru
    Отложенные 0 Корзина 0
    • Программы обучения
    • Врачам-стоматологам
    • Гигиенистам стоматологическим
    • Медицинским сестрам
    • Аккредитация
    • Библиотека
    • Блог
    • Сведения о колледже
      • Назад
      • Сведения о колледже
      • О колледже
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Стипендии и меры поддержки обучающихся
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
      • Контакты и реквизиты
    • Telegram Whatsapp
    • +7 (495) 118-28-81
    Контактная информация
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    director@dentalcollege.ru
    • Вконтакте
    • Корзина0
    • Отложенные0
    Главная
    -
    Библиотека
    -
    Статьи
    ПатентыПриказы, Стандарты, Протоколы и Клинические рекомендацииГазеты и журналыДиссертации, авторефератыКниги, Учебные пособия
    -Стоматологический прием детей с психоневрологическими расстройствами: алгоритм адаптации
    Поделиться

    Стоматологический прием детей с психоневрологическими расстройствами: алгоритм адаптации

    • Стоматологический прием детей с психоневрологическими расстройствами: алгоритм адаптации
    Пролистать
    • Стоматологический прием детей с психоневрологическими расстройствами: алгоритм адаптации
    Пролистать
    Векуа Джульета Гариковна,клинический ординатор кафедры детской стоматологии, ортодонтии и ЧЛХ.

    Варданян Мери Геворговна, клинический ординатор кафедры детской стоматологии, ортодонтии и ЧЛХ.

    Антонова Надежда Александровна, студентка 5 курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России»
    Подробнее
    Нет в наличии
    • Описание
    • Характеристики
    • Задать вопрос
    Описание

    Аннотация

    В статье представлены результаты применения алгоритма адаптации детей с психоневрологическими расстройствами к стоматологическому приему. В основе алгоритма использовали комплекты «визуальной педагогики», адаптированные для подготовки ребенка в домашних условиях и состоящие из ряда повторяющихся шагов для имитации гигиены и манипуляций стоматологического приема. В итоге, адаптация детей, ранее не посещавших стоматолога, проходила быстрее и пациенты позволили провести санацию полости рта. Детям, стоматологического лечения, потребовалось имеющим большее опыт количество адаптационных визитов для создания доверительного контакта с врачом и подготовки к проведению необходимого лечения.

    Ключевые слова: дети, психоневрологические расстройства, адаптация, визуальная педагогика.

    Залогом успешности стоматологического лечения у детей наряду с современными технологиями является психологическая подготовка ребенка к необходимым манипуляциям. Для достижения максимального терапевтического эффекта должен быть найден индивидуальный подход для создания положительной мотивации к лечению, учитывая, что некоторые дети уже имеют негативный опыт общения со стоматологами, а впервыеобратившиеся нередко боятся неизвестности [2, с. 54]. Кроме того, в стоматологическом кабинете для детей имеется множество провоцирующих страх факторов: инструментарий, звуки, форма персонала и пр. Поэтому эффективность проводимого лечения зависит от способности пациента преодолевать трудности и способности адаптироваться к ситуации [7, с. 36; 10, р. 5].

    Большую группу пациентов составляют дети, имеющие различные психоневрологические нарушения. Практически четверть (16,4-26,6%) среди данных нарушений составляет умственная отсталость, с преобладанием легкой степени тяжести заболевания (до 80%) [6, с. 22-23].

    Дефицит когнитивных функций, характерных для детей с умственной отсталостью, включает плохую память, замедленные темпы обучения, проблемы с концентрацией внимания, сложности в обобщении изученного материала, а также снижение или отсутствие мотивации. Вместе с тем, установлено, что умственно отсталые дети в более поздние сроки осваивают речь. И многим из них, с возрастом, также сложно достичь полной независимости в самообслуживании (прием пищи, гигиенические процедуры и пр.) и в овладении основными практическими и бытовыми навыками [8, р. 79]. По статистике, до 42,0% пациентов, имеющих психоневрологические нарушения, испытывают патологический страх перед предстоящими стоматологическими манипуляциями [9, р. 520].

    Дети с обобщенной нозологией «расстройствами аутистического спектра» (РАС) окружающим характеризуются особой формой контактов ребенка с миром, нарушениями коммуникации и моторики, стереотипностью действий, что приводит к нарушению социального взаимодействия [3, с. 9]. По данным исследований, до 80% детей с РАС испытывают тревожность и страх при посещении стоматологического кабинета. Указанные факты обуславливают высокие показатели стоматологической заболеваемости у данной категории детей и сложность в коммуникации с ними [11, р. 2-4].

    Создать продуктивные отношения с ребенком и родителем позволяет стоматологический рефрейминг [5, с. 66]. Для моделирования нужного поведения хорошо использующие себя элементы зарекомендовали «визуальной обучающие педагогики». Они методики, позволяют заинтересовать ребенка к обучению, повысить мотивацию и получить положительный результат достаточно быстро [1, с. 116].

    Цель исследования: оценить эффективность алгоритма адаптации к стоматологическому лечению у детей с психоневрологическими расстройствами.

    Материалы и методы. В двухлетнем исследовании приняли участие две группы детей возрасте 8-12 лет (225 чел.), имеющих психоневрологические нарушения, учащихся прикрепленной профильной коррекционной школы VIII типа, в рамках ежегодной стоматологической диспансеризации на базе детского стоматологического отделения стоматологической поликлиники ФГБОУ ВО КубГМУ Миндзрава России. Перед проведением стоматологических манипуляций у родителей или опекунов проводился сбор неврологического анамнеза, а также было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Все дети на момент обследования проживали в г. Краснодаре. В первую (опытную) группу вошли 130 детей, во вторую (контрольную) – 95. Нозологическая характеристика групп представлена на рис. 1. Исходя из анамнестических данных 76 детей из первой группы и 57 из группы контроля уже имели опыт стоматологического лечения.

    1.png

    В основе использованного для адаптации к стоматологическому лечению алгоритма лежал проект «Multistep»-регламента стоматологической помощи детям с психоневрологическими расстройствами [4, с. 24].

    Для адаптации детей, имеющих психоневрологические расстройства, к стоматологическому приему необходимо соблюдать следующие этапы (общие принципы работы с детьми с ПНР):

    • время ожидания перед приемом не должно превышать 10-15 минут (т.к. длительное ожидание приводит к утомлению и повышению тревожности детей);
    • минимизация времени при проведении лечебных манипуляций;
    • отсутствие резких движений в процессе приема, которые могут напугать ребенка, кроме этого, необходимо избегать громких звуков и шума;
    • работе необходимо использовать модель «скажи-покажи-сделай», что позволяет ребенку лучше понять и оценить действия врача;
    • в процессе лечения рекомендуется использовать вербальные (словесные поощрения, ровная спокойная интонация голоса) и невербальные(анализ психологического состояния, мимики, позы, жестов) методы коммуникации.

    Указанная методика позволяет установить доверительный контакт с ребенком, снизить уровень тревожности и устранить явления страха перед стоматологическими манипуляциями.

    Начальный этап включал в себя проведение беседы с родителями (опекунами) пациентов опытной группы в условиях стоматологической клиники, с целью выявления данных о течении основного заболевания, тревожных факторов (особенно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)), а также возможных причин отказа от лечения. Особое внимание уделялось моментам, на которые дети реагировали наиболее ярко. Родителям (опекунам) и детям проводился инструктаж по основам гигиены полости рта и выдавались разработанные нами обучающие комплекты «визуальной педагогики» (для проведения «активного» обучения в домашних условиях, ежедневно, не менее 15 минут в день), адаптированные для подготовки ребенка повторяющихся в шагов домашних для условиях имитации и состоящие гигиены и из ряда манипуляций стоматологического приема. Учитывая стереотипность действий у детей с РАС использование современных гаджетов и интернет-ресурсов улучшает восприятие и запоминание необходимых навыков.

    Кроме этого, реализовывалось самостоятельное обучение родителей взаимодействию со стоматологом путем посещения информационных интернет-сайтов (ссылки на источники определяются врачом и распечатываются для пользователей).

    Следующим этапом идет знакомство со стоматологическим кабинетом, где ребенка необходимо познакомить с инструментарием и материалами, используемыми во время приема. Допустимо кратковременное нахождение ребенка в стоматологическом кресле, и, при наличии положительной динамики, возможно провести инструментальный осмотр полости рта. Для закрепления полученных навыков лучше, если адаптационных посещенийбудет несколько. Во время следующего приема в игровой форме проводится профессиональная гигиена полости рта с использованием обучающих буклетов, а для наглядности можно использовать окрашивающие растворы и таблетки.

    Результаты и их обсуждение. Повторные посещения для детей обеих групп планировались с интервалом 7-8 дней. Пациенты опытной группы, имеющие диагноз «умственная отсталость», в среднем, на 2-4 посещение уже позволяли провести минимальные лечебные манипуляции в полости рта. Дети с РАС предоставили такую возможность на 3-5 посещение. В итоге, всем детям данной группы была проведена полноценная санация полости рта.

    Детям контрольной группы лечение стоматологических заболеваний удалось провести на 4-6 посещение, а детям, имеющим негативный опыт общения со стоматологами, требовалось на 2-4 адаптационных посещений больше. Пациентам с РАС, имеющим негативный опыт общения со стоматологами, требовалось до 10 адаптационных посещений. Стоит отметить, что 9 пациентов (9,5%) на повторные посещения не явились.

    Выводы. Таким образом, в результате исследования было выявлено, что дети, которые ранее не посещали стоматолога, адаптировались быстрее и позволили провести санацию полости рта, а детям, которые ранее уже посещали детское стоматологические поликлиники, потребовалось большее количество адаптационных визитов для того, чтоб довериться новому доктору и подготовиться к проведению лечения.

    Дети, родители которых по рекомендациям врача применяли разработанный алгоритм и в домашних условиях проводили подготовку ребенка к посещению стоматолога, быстрее адаптировались к приему и с каждым разом время приема и количество проведенных манипуляций в полости рта увеличивалось.

    Для успешной адаптации ребенка с ПНР к добровольному стоматологическому лечению необходимое количество адаптационных визитов может колебаться от 2 до 10, и зависит от возраста и психическогосостояния ребенка. Следует строго соблюдать последовательность проведения манипуляций, т.к. отсутствие формирования у ребенка позитивного отношения к проводимым манипуляциям на каком-либо этапе требует повторения данного адаптационного визита до тех пор, пока он не будет комфортно им восприниматься. При правильно выстроенном алгоритме поведения в достаточно короткие сроки достигается контакт и доверительные отношения у детей с врачом, что в свою очередь приводит к позитивному и плодотворному сотрудничеству детей со стоматологом, а значит, к возможности проведения лечения зубов у детей с психоневрологическими расстройствами на стоматологическом приеме в комфортных для ребенка условиях, не прибегая к общему обезболиванию.

    Литература

    1. Бахур, Е.С. Использование визуального контента для повышения мотивации детей к лечению на стоматологическом приеме / Е.С. Бахур, А.Р. Восканян, В.В. Волобуев, М.Н. Митропанова // Международный научно- исследовательский журнал. – 2018. – No 9-1 (75). – С. 113-117. DOI:10.23670/IRJ.2018.75.9.021
    2. Бойко, В.В. «Трудные» дети и родители в практике стоматолога. Часть I / В.В. Бойко, Д.Л. Сапегина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2010. – No4. – С. 50-55.
    3. Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Васянина Ю.Ш., Бойчевская Ю.О., Мальфина И.Ю. Актуальные вопросы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2017. – 30 с.
    4. Волобуев, В.В. Регламент «Multistep» стоматологической помощи детям с психоневрологическими расстройствами / В.В. Волобуев, С.Н. Алексеенко, О.В. Гуленко // Кубанский научный медицинский вестник. – 2017. – No1. – С. 21-28.
    5. Одегова, И. Рефрейминг в детской стоматологии / И. Одегова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. – No5. – С. 64-66. DOI: 10.25636/РМР.3.2018.5.12
    6. Хышиктуева, Т. П. Умственная отсталость у детей (обзор литературы) / Т.П. Хышиктуева, Е.Л. Усачёва, Ю.В. Лебедева, В.В. Ахметова // Доктор.ру. – 2014. – No6-2 (94). – С. 22-26.
    7. Шаковец, Н.В. Дентофобия детей школьного возраста: исследование причин и способы профилактики / Н.В. Шаковец, А.Н. Антоненко // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – 2015. – No4 (13). – С. 33-37.
    8. Delli, K. Management of children with autism spectrum disorder in the dental setting: Concerns, behavioural approaches and recommendations / K. Delli , P. A. Reichart , M. M. Bornstein , C. Livas // Med. Oral Patol. Oral Cir. Bucal. – 2013. – No18 (6). – Р. 862-868. DOI:10.4317/medoral.19084
    9. Lenk, M. Fear of dental treatment – an underrecognized symptom in people with impaired mental health / M. Lenk, H. Berth, P. Joraschky, K. Petrowski, K. Weidner, C. Hannig // Dtsch. Arztebl. Int. – 2013. – No 110(31–32). – Р. 517−22. DOI: 10.3238/arztebl.2013.0517
    10. Viswanath, D. Dental anxiety, fear and phobia in children / D. Viswanath, M. Kumar, M.L.V. Prabhuji // International Journal of Dental Research & Development – 2014. – Vol. 4. – Issue 1. – Feb. – Р. 1-14.
    11. Zafar, S. Dental management of a child with autism spectrum disorder and attention-deficit hyperactivity disorder / S. Zafar, D. Boyd, A. Siddiqi // OHDM. – 2017. – Vol. 16. – No.4. August. – Р. 1-7.
    Характеристики
    Автор книги
    Векуа Джульета Гариковна, Варданян Мери Геворговна, Антонова Надежда Александровна
    Задать вопрос
    Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

    Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

    Задать вопрос

    Новости
    Все новости
    25 марта 2025
    Образовательное кредитование: пособие для студентов СПО
    9 сентября 2024
    Первичная аккредитация гигиениста стоматологического. Старт приёма документов
    20 октября 2023
    Кредит на образование с господдержкой
    Колледж
    О колледже
    Преподаватели
    Информация об оплате
    Новости
    Блог
    Контакты и реквизиты
    Политика обработки персональных данных
    Договор оказания услуг
    Студентам
    Платформа для обучения
    Каталог программ обучения
    Врачам-стоматологам
    Гигиенистам-стоматологическим
    Медицинским сестрам
    Библиотека
    Мы в соц.сетях
    Наши контакты
    +7 (495) 118-28-81
    Telegram Whatsapp
    director@dentalcollege.ru
    г. Москва, Ломоносовский проспект 29, корпус 2
    г. Москва, ул.Пятницкая 25, стр.1 - филиал колледжа
    ОЧУ СПО «Стоматологический колледж №1»
    Версия для слабовидящих
    1998-2025 © Стоматологический колледж №1 (лицензия на образовательную деятельность №035402 от 29.08.2014)