Стоматологический прием детей с психоневрологическими расстройствами: алгоритм адаптации
Варданян Мери Геворговна, клинический ординатор кафедры детской стоматологии, ортодонтии и ЧЛХ.
Антонова Надежда Александровна, студентка 5 курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России»
Аннотация
В статье представлены результаты применения алгоритма адаптации детей с психоневрологическими расстройствами к стоматологическому приему. В основе алгоритма использовали комплекты «визуальной педагогики», адаптированные для подготовки ребенка в домашних условиях и состоящие из ряда повторяющихся шагов для имитации гигиены и манипуляций стоматологического приема. В итоге, адаптация детей, ранее не посещавших стоматолога, проходила быстрее и пациенты позволили провести санацию полости рта. Детям, стоматологического лечения, потребовалось имеющим большее опыт количество адаптационных визитов для создания доверительного контакта с врачом и подготовки к проведению необходимого лечения.
Ключевые слова: дети, психоневрологические расстройства, адаптация, визуальная педагогика.
Залогом успешности стоматологического лечения у детей наряду с современными технологиями является психологическая подготовка ребенка к необходимым манипуляциям. Для достижения максимального терапевтического эффекта должен быть найден индивидуальный подход для создания положительной мотивации к лечению, учитывая, что некоторые дети уже имеют негативный опыт общения со стоматологами, а впервыеобратившиеся нередко боятся неизвестности [2, с. 54]. Кроме того, в стоматологическом кабинете для детей имеется множество провоцирующих страх факторов: инструментарий, звуки, форма персонала и пр. Поэтому эффективность проводимого лечения зависит от способности пациента преодолевать трудности и способности адаптироваться к ситуации [7, с. 36; 10, р. 5].
Большую группу пациентов составляют дети, имеющие различные психоневрологические нарушения. Практически четверть (16,4-26,6%) среди данных нарушений составляет умственная отсталость, с преобладанием легкой степени тяжести заболевания (до 80%) [6, с. 22-23].
Дефицит когнитивных функций, характерных для детей с умственной отсталостью, включает плохую память, замедленные темпы обучения, проблемы с концентрацией внимания, сложности в обобщении изученного материала, а также снижение или отсутствие мотивации. Вместе с тем, установлено, что умственно отсталые дети в более поздние сроки осваивают речь. И многим из них, с возрастом, также сложно достичь полной независимости в самообслуживании (прием пищи, гигиенические процедуры и пр.) и в овладении основными практическими и бытовыми навыками [8, р. 79]. По статистике, до 42,0% пациентов, имеющих психоневрологические нарушения, испытывают патологический страх перед предстоящими стоматологическими манипуляциями [9, р. 520].
Дети с обобщенной нозологией «расстройствами аутистического спектра» (РАС) окружающим характеризуются особой формой контактов ребенка с миром, нарушениями коммуникации и моторики, стереотипностью действий, что приводит к нарушению социального взаимодействия [3, с. 9]. По данным исследований, до 80% детей с РАС испытывают тревожность и страх при посещении стоматологического кабинета. Указанные факты обуславливают высокие показатели стоматологической заболеваемости у данной категории детей и сложность в коммуникации с ними [11, р. 2-4].
Создать продуктивные отношения с ребенком и родителем позволяет стоматологический рефрейминг [5, с. 66]. Для моделирования нужного поведения хорошо использующие себя элементы зарекомендовали «визуальной обучающие педагогики». Они методики, позволяют заинтересовать ребенка к обучению, повысить мотивацию и получить положительный результат достаточно быстро [1, с. 116].
Цель исследования: оценить эффективность алгоритма адаптации к стоматологическому лечению у детей с психоневрологическими расстройствами.
Материалы и методы. В двухлетнем исследовании приняли участие две группы детей возрасте 8-12 лет (225 чел.), имеющих психоневрологические нарушения, учащихся прикрепленной профильной коррекционной школы VIII типа, в рамках ежегодной стоматологической диспансеризации на базе детского стоматологического отделения стоматологической поликлиники ФГБОУ ВО КубГМУ Миндзрава России. Перед проведением стоматологических манипуляций у родителей или опекунов проводился сбор неврологического анамнеза, а также было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Все дети на момент обследования проживали в г. Краснодаре. В первую (опытную) группу вошли 130 детей, во вторую (контрольную) – 95. Нозологическая характеристика групп представлена на рис. 1. Исходя из анамнестических данных 76 детей из первой группы и 57 из группы контроля уже имели опыт стоматологического лечения.

В основе использованного для адаптации к стоматологическому лечению алгоритма лежал проект «Multistep»-регламента стоматологической помощи детям с психоневрологическими расстройствами [4, с. 24].
Для адаптации детей, имеющих психоневрологические расстройства, к стоматологическому приему необходимо соблюдать следующие этапы (общие принципы работы с детьми с ПНР):
- время ожидания перед приемом не должно превышать 10-15 минут (т.к. длительное ожидание приводит к утомлению и повышению тревожности детей);
- минимизация времени при проведении лечебных манипуляций;
- отсутствие резких движений в процессе приема, которые могут напугать ребенка, кроме этого, необходимо избегать громких звуков и шума;
- работе необходимо использовать модель «скажи-покажи-сделай», что позволяет ребенку лучше понять и оценить действия врача;
- в процессе лечения рекомендуется использовать вербальные (словесные поощрения, ровная спокойная интонация голоса) и невербальные(анализ психологического состояния, мимики, позы, жестов) методы коммуникации.
Указанная методика позволяет установить доверительный контакт с ребенком, снизить уровень тревожности и устранить явления страха перед стоматологическими манипуляциями.
Начальный этап включал в себя проведение беседы с родителями (опекунами) пациентов опытной группы в условиях стоматологической клиники, с целью выявления данных о течении основного заболевания, тревожных факторов (особенно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)), а также возможных причин отказа от лечения. Особое внимание уделялось моментам, на которые дети реагировали наиболее ярко. Родителям (опекунам) и детям проводился инструктаж по основам гигиены полости рта и выдавались разработанные нами обучающие комплекты «визуальной педагогики» (для проведения «активного» обучения в домашних условиях, ежедневно, не менее 15 минут в день), адаптированные для подготовки ребенка повторяющихся в шагов домашних для условиях имитации и состоящие гигиены и из ряда манипуляций стоматологического приема. Учитывая стереотипность действий у детей с РАС использование современных гаджетов и интернет-ресурсов улучшает восприятие и запоминание необходимых навыков.
Кроме этого, реализовывалось самостоятельное обучение родителей взаимодействию со стоматологом путем посещения информационных интернет-сайтов (ссылки на источники определяются врачом и распечатываются для пользователей).
Следующим этапом идет знакомство со стоматологическим кабинетом, где ребенка необходимо познакомить с инструментарием и материалами, используемыми во время приема. Допустимо кратковременное нахождение ребенка в стоматологическом кресле, и, при наличии положительной динамики, возможно провести инструментальный осмотр полости рта. Для закрепления полученных навыков лучше, если адаптационных посещенийбудет несколько. Во время следующего приема в игровой форме проводится профессиональная гигиена полости рта с использованием обучающих буклетов, а для наглядности можно использовать окрашивающие растворы и таблетки.
Результаты и их обсуждение. Повторные посещения для детей обеих групп планировались с интервалом 7-8 дней. Пациенты опытной группы, имеющие диагноз «умственная отсталость», в среднем, на 2-4 посещение уже позволяли провести минимальные лечебные манипуляции в полости рта. Дети с РАС предоставили такую возможность на 3-5 посещение. В итоге, всем детям данной группы была проведена полноценная санация полости рта.
Детям контрольной группы лечение стоматологических заболеваний удалось провести на 4-6 посещение, а детям, имеющим негативный опыт общения со стоматологами, требовалось на 2-4 адаптационных посещений больше. Пациентам с РАС, имеющим негативный опыт общения со стоматологами, требовалось до 10 адаптационных посещений. Стоит отметить, что 9 пациентов (9,5%) на повторные посещения не явились.
Выводы. Таким образом, в результате исследования было выявлено, что дети, которые ранее не посещали стоматолога, адаптировались быстрее и позволили провести санацию полости рта, а детям, которые ранее уже посещали детское стоматологические поликлиники, потребовалось большее количество адаптационных визитов для того, чтоб довериться новому доктору и подготовиться к проведению лечения.
Дети, родители которых по рекомендациям врача применяли разработанный алгоритм и в домашних условиях проводили подготовку ребенка к посещению стоматолога, быстрее адаптировались к приему и с каждым разом время приема и количество проведенных манипуляций в полости рта увеличивалось.
Для успешной адаптации ребенка с ПНР к добровольному стоматологическому лечению необходимое количество адаптационных визитов может колебаться от 2 до 10, и зависит от возраста и психическогосостояния ребенка. Следует строго соблюдать последовательность проведения манипуляций, т.к. отсутствие формирования у ребенка позитивного отношения к проводимым манипуляциям на каком-либо этапе требует повторения данного адаптационного визита до тех пор, пока он не будет комфортно им восприниматься. При правильно выстроенном алгоритме поведения в достаточно короткие сроки достигается контакт и доверительные отношения у детей с врачом, что в свою очередь приводит к позитивному и плодотворному сотрудничеству детей со стоматологом, а значит, к возможности проведения лечения зубов у детей с психоневрологическими расстройствами на стоматологическом приеме в комфортных для ребенка условиях, не прибегая к общему обезболиванию.
Литература
- Бахур, Е.С. Использование визуального контента для повышения мотивации детей к лечению на стоматологическом приеме / Е.С. Бахур, А.Р. Восканян, В.В. Волобуев, М.Н. Митропанова // Международный научно- исследовательский журнал. – 2018. – No 9-1 (75). – С. 113-117. DOI:10.23670/IRJ.2018.75.9.021
- Бойко, В.В. «Трудные» дети и родители в практике стоматолога. Часть I / В.В. Бойко, Д.Л. Сапегина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2010. – No4. – С. 50-55.
- Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Васянина Ю.Ш., Бойчевская Ю.О., Мальфина И.Ю. Актуальные вопросы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2017. – 30 с.
- Волобуев, В.В. Регламент «Multistep» стоматологической помощи детям с психоневрологическими расстройствами / В.В. Волобуев, С.Н. Алексеенко, О.В. Гуленко // Кубанский научный медицинский вестник. – 2017. – No1. – С. 21-28.
- Одегова, И. Рефрейминг в детской стоматологии / И. Одегова // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. – No5. – С. 64-66. DOI: 10.25636/РМР.3.2018.5.12
- Хышиктуева, Т. П. Умственная отсталость у детей (обзор литературы) / Т.П. Хышиктуева, Е.Л. Усачёва, Ю.В. Лебедева, В.В. Ахметова // Доктор.ру. – 2014. – No6-2 (94). – С. 22-26.
- Шаковец, Н.В. Дентофобия детей школьного возраста: исследование причин и способы профилактики / Н.В. Шаковец, А.Н. Антоненко // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – 2015. – No4 (13). – С. 33-37.
- Delli, K. Management of children with autism spectrum disorder in the dental setting: Concerns, behavioural approaches and recommendations / K. Delli , P. A. Reichart , M. M. Bornstein , C. Livas // Med. Oral Patol. Oral Cir. Bucal. – 2013. – No18 (6). – Р. 862-868. DOI:10.4317/medoral.19084
- Lenk, M. Fear of dental treatment – an underrecognized symptom in people with impaired mental health / M. Lenk, H. Berth, P. Joraschky, K. Petrowski, K. Weidner, C. Hannig // Dtsch. Arztebl. Int. – 2013. – No 110(31–32). – Р. 517−22. DOI: 10.3238/arztebl.2013.0517
- Viswanath, D. Dental anxiety, fear and phobia in children / D. Viswanath, M. Kumar, M.L.V. Prabhuji // International Journal of Dental Research & Development – 2014. – Vol. 4. – Issue 1. – Feb. – Р. 1-14.
- Zafar, S. Dental management of a child with autism spectrum disorder and attention-deficit hyperactivity disorder / S. Zafar, D. Boyd, A. Siddiqi // OHDM. – 2017. – Vol. 16. – No.4. August. – Р. 1-7.
Автор книги
|
Векуа Джульета Гариковна, Варданян Мери Геворговна, Антонова Надежда Александровна |