Шевченко С.С. Роль гигиениста стоматологического в реализации программ профилактики в организованных детских коллективах
Цель исследования
Обосновать функциональные обязанности гигиениста стоматологического как основного исполнителя при реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах на основе клинической доказательности их эффективности.
Выводы
1.По данным обследования до начала программ профилактики установлено: у 3-6- летних детей средний уровень распространенности кариеса (46,5%), высокая частота вредных привычек и нарушений функций дыхания, глотания, жевания, речи (до 78%), отсутствие привычки по уходу за полостью рта у большинства детей (57,35%); у 7-летних детей - средний уровень распространенности кариеса (76%), средний уровень интенсивности кариеса (индекс КПУ 0,67±0,17, кп 3,52±0,41), удовлетворительная гигиена полости рта (индекс ИГР-У 0,69±0,17); у 12-летних детей – высокий уровень распространенности кариеса (90%); средний уровень интенсивности кариеса (индекс КПУ 3,47±0,45), удовлетворительная гигиена полости рта (индекс ИГР-У 0,87±0,10); распространенность заболеваний пародонта 48%, распространенность дентофобии 60%.
2. На основе квалификационной характеристики определены функциональные обязанности гигиениста стоматологического для работы в программах профилактики в организованных детских коллективах.
3.В результате участия гигиениста стоматологического в программе профилактики в школе в группе 12-летних детей через 5 лет редукция прироста кариеса составила 75%, число здоровых детей (с интактными зубами) увеличилось в 5 раз (с 10 до 47,22%), улучшение уровня гигиены произошло в 2,4 раза (ИГР-У с 0,87±0,10 до 0,37±0,09), число детей со здоровым пародонтом в течение 2 лет увеличилось на 44% (с 52 до 96%), распространенность дентофобии снизилась с 60 до 0%, что свидетельствует о высокой эффективности программы.
4.В результате работы гигиениста стоматологического в детском дошкольном учреждении приобрели привычку чистить зубы 95% детей 3-6-летнего возраста, снизилась частота вредных привычек и нарушений функций дыхания, глотания, жевания на 90-100%.
5. Введение гигиениста стоматологического, как основного исполнителя программы профилактики в школе позволило внедрить профилактическое направление в работу школьного стоматологического кабинета и уменьшить потребность в лечебных мероприятиях у детей.
6. Разработан табель материально-технического оснащения школьных стоматологических кабинетов для реализации программы профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах.
7. Разработана и предложена для практики программа профессиональной переподготовки для зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая», позволяющая в короткие сроки решить кадровые проблемы в школьной стоматологии.
Практические рекомендации
-
Предложенные модели профилактических программ для ШСК и ДДУ с участием гигиениста стоматологического как основного исполнителя могут быть рекомендованы для планирования оказания стоматологической помощи в организованных детских коллективах.
-
Приоритет профилактических мероприятий в работе ШСК обеспечивает медицинскую, социальную эффективность программы профилактики в школе.
-
При организации школьного стоматологического кабинета рекомендуем разработанный табель оснащения для обеспечения высокой эффективности лечебно-профилактических мероприятий.
-
Для оценки эффективности программы профилактики в школе рекомендуем следующие критерии: увеличение числа детей с интактными зубами (снижение распространенности кариеса); снижение интенсивности кариеса постоянных зубов; сокращение числа удаленных постоянных зубов; снижение распространенности заболеваний пародонта; снижение значения гигиенического индекса; повышение санитарной грамотности школьников.
-
Для оценки эффективности программы профилактики в ДДУ рекомендуем следующие критерии: увеличение числа детей с интактными зубами (снижение распространенности кариеса); снижение интенсивности кариеса, снижение значения гигиенического индекса; уменьшение вредных привычек и нормализация функций дыхания, глотания, жевания, речи; повышение санитарной грамотности родителей, воспитателей, детей.
-
Для решения кадрового вопроса при организации эффективной профилактической стоматологической помощи детям целесообразно ввести профессиональную переподготовку зубных врачей и медицинских сестер по специальности «Стоматология профилактическая» по разработанной программе.
-
Руководителям школ, где организуется работа ШСК с приоритетным профилактическим направлением, рекомендуем использовать результаты программы для обоснования заявки на присвоение школе статуса «Школа здоровья» и для мотивации родителей к поступлению ребенка для обучения в школе, имеющей программу профилактики.
Автор книги
|
Шевченко Светлана Сергеевна |
Год выпуска
|
2010 |
Число страниц
|
27 |
Формат
|
Автореферат |
Переплет
|
Мягкий |