ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нет в наличии
Описание
Аннотация: в данной статье описывается опыт проведения в Азербайджане образовательной программы по уходу за полостью рта и результаты ее внедрения.
Ключевые слова: профилактика, гигиена полости рта, санитарно-гигиеническое воспитание.
Всемирная программа по предотвращению увеличения стоматологической заболеваемости базируется на принципах, провозглашенных ВОЗ и FDI, основными этапами которой, является санитарное просвещение населения в области стоматологии, расширение профилактической стоматологической службы, мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта [1; 2; 3; 4].Возрастающая стоматологическая заболеваемость в Азербайджане представляет реальную угрозу, в первую очередь состоянию здоровья подрастающего поколения [5; 6].
С целью улучшения состояния здоровья населения в области стоматологии в соответствии с принципами, провозглашёнными ВОЗ и FDI, в нашей республике Aзербайджанской Стоматологической Ассоциацией с 1998 года проводится Школьная Образовательная Программа (ШОП) по обучению гигиене полости рта [7; 8].
Цель исследования. Изучение эффективности проводимой в Азербайджане Школьной Образовательной Программы по уходу за полостью рта детей с использованием фторидсодержащих зубных паст.
Материалы и методы исследования. Для выяснения уровня знаний по гигиене полости рта было проведено анкетирование детей до начала программы, через полтора года и через 3 года после начала программы (всего 510) анкет. Санитарная культура по вопросам профилактики заболеваний полости рта была изучена у 750 родителей детей начальных классов г. Баку и у 335 учителей начальных классов. Данные исследования проводились в Насиминском, Наримановском и Сабаиловском районах г. Баку. С целью изучения профилактической и клинической эффективности действия фторидсодержащих зубных паст на состояние зубов и тканей полости рта у детей была поставлена задача по изучению исходных данных стоматологического статуса 909 младших школьников (7–10 лет). Дети, участвовавшие в клинических исследованиях по профилактической эффективности фторидсодержащей зубной пасты (всего 909 человек) были распределены по группам в следующем порядке:
Полученные цифровые данные подверглись статистической обработке методами медицинской статистики. Для количественной оценки разницы между вариационными рядами, использовался параметрический критерий t-Стьюдента, для частотного анализа критерий согласия Пирсона – χ2. Вычисления проводились на компьютере с помощью электронной таблицы EXCEL .
Результаты собственных исследований. Комплексная программа, предложенная нами, состоит из 2-х направлений – педагогического и медицинского. Задачей педагогического этапа программы являлась ознакомлением детей начального звена общеобразовательных школ с анатомией и физиологией полости рта, с основными стоматологическими заболеваниями, способами обнаружения таких заболеваний, а также с методами их предупреждения. Основной упор в преподавании делался на необходимость регулярного гигиенического ухода за полостью рта, обучение правильной чистке зубов, методам профилактики заболеваний ротовой полости и рациональному питанию.
Для реализации педагогического этапа комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний нами были предложены учебные пособия, утвержденные Министерством образования Азербайджанской Республики. Исходные уровни знаний по гигиене полости рта детей 7-8 лет были низкими. При этом 30% мальчиков и 50% девочек считали, что зубы необходимо чистить только 1 раз в день. 50% мальчиков и 40% девочек не знали, какую зубную пасту выбрать, и какой должна быть зубная щетка. Исходные уровни знаний по гигиене полости рта у детей 8-9 лет и 9-10 лет также оказался низким.
Педагогический этап комплексной профилактической программы благоприятно отразился на уровне знаний по гигиене полости рта. Через 3 года уровень гигиенических знаний у мальчиков увеличился до 12,5 баллов, у девочек до 11,5 баллов; у детей 8-9 лет знания были оценены одинаково по 12 баллов соответственно у мальчиков и девочек. Та же динамика отмечена у детей 9-10 лет. Изучение первоначального стоматологического статуса у 1100 школьников 7-9 лет первоклассников позволило установить высокую распространенность основных стоматологических заболеваний. Распространенность кариеса зубов составила 91,64±0,83% , интенсивность кариеса – 5,83±0,31. Воспалительные заболевания тканей пародонта были выявлены у 55,45±1,50 школьников. Большинство детей (73,18±1,33%,по данным OHI-S) имели плохую гигиену полости рта.
По результатам анализа ответов первоклассников можно констатировать, что дети не имеют достаточных знаний и навыков в области гигиены полости рта и правильного питания, а в семье эти навыки не формируются и не контролируются. Положительный эффект проведения образовательной программы был получен в отношении снижения у детей 1-й группы (обучавшихся по программе), по сравнению со школьниками 2-й группы (не обучавшихся), распространенности кариеса постоянных зубов на 19,95% (49,60±1,83% и 69,55±2,43%, p<0,001). Интенсивность кариеса постоянных зубов также уменьшилась у детей 1-й группы, по сравнению со школьниками 2-й группы, в 1,8 раза (0,79±0,11 и 1,42±0,21 по КПУ, p<0,001).
Количество детей с воспалительными заболеваниями пародонта также уменьшилось в 1-й группе, по сравнению со 2-й группой, в 1,7 раза.
Таким образом, внедрение программы, проводимой врачами-стоматологами и учителями среди детей младшего возраста, показало ее высокую эффективность в повышении санитарно-гигиенических знаний и снижении стоматологической заболеваемости школьников.
Изучение профилактической и клинической эффективности действия фторидсодержащих зубных паст на состояние зубов и тканей полости рта у детей было изучено у 909 младших школьников (7-10 лет). Мы исследовали влияние фторидсодержащей зубной пасты на основные показатели кариеса и заболеваний пародонта, состояние гигиены полости рта, а также на процессы реминерализации эмали.
Интересные результаты были получены при изучении динамики заболеваемости детей кариесом зубов по показателю его распространенности, различия между ГС и КГ полости рта по приросту распространенности кариеса составило 58%. Самый важный показатель эффективности профилактической работы –редукция прироста распространенности кариеса – по отношению к ГС составил 41,57% в разные сроки, а по отношению к НКГ - 3% - 52%. Важнейший показатель - редукция прироста интенсивности кариеса — наиболее выражено различалась между группами контроля (ГС, НКГ) и контролируемой гигиены полости рта. Уже через 6 месяцев редукция прироста кариеса составила 17%. В дальнейшем показатель превысил 50% и не опускался ниже. Интересны результаты изучения состояния Индекса Гигиены полости рта, в ГС за все время исследования индекс гигиены в течение всего периода было неудовлетворительным (2,13-2,02), что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии гигиены полости рта у школьников. Прямо противоположная ситуация с гигиеной полости рта сложилась в группе с КГ. Уже через 6 месяцев после начала исследования уровень гигиены в группе повысился, что выразилось в снижении индекса с 2,20 до 1,29, а через 36 месяцев до 0,44.
В связи с высокими результатами, полученными нами при контролируемой гигиене полости рта, следовало ожидать также высокой эффективности фторидсодержащих зубных паст и на состояние пародонта у школьников . Распространенность заболеваний пародонта снизилась на 42 %, тогда как в группе неконтролируемой гигиены полости рта она снизилась всего на 6,0%, а в группе сравнения только на 2,5%.
Таким образом, проведенные в течение 3 лет клинические исследования со всей убедительностью свидетельствуют о том, что использование фторидсодержащей зубной пасты в Школьной Образовательной Программе профилактики стоматологических заболеваний очень быстро оказывает влияние на рост и развитие кариеса зубов и заболеваний пародонта. Неконтролируемая гигиена полости рта оказалась малоэффективной. Даже наметившиеся положительные сдвиги были достигнуты лишь по истечении 18 месяцев.Поэтому для профилактики и лечения заболеваний пародонта у школьников с помощью фторидсодержащих зубных паст можно рекомендовать только контролируемую гигиену полости рта.
ВЫВОДЫ
1. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний.М., 2006, 416 с.
2. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний. Самара, 2001, 230 с.
3. Azarpazhooh A., Main P.A. Fluoride Varnish in the Prevention of Dental Caries in Children and Adolescents: A. Systematic Review//JCDA, 2008, v.74, No1, P. 73–79.
4. Humphris G., Freeman R., Gibson B. et al. Oral health-related quality of life for 8–10-year-old children: an assessment of a new measure//Community Dent Oral Epidemiol., 2005, v. 33, No5, P. 326–332.
5. Зейналова Г.К., АлиеваР.К. Организация санитарного просвещения профилактики основных стоматологических заболеваний среди детей младшего школьного возраста в Азербайджане/Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Проблемы и пути развития современного здравоохранения», Международная академия наук и высшего образования (Великобритания); Всеукраинский академический союз (Украина), 2011, C. 113–115.
6. Qarayev Z.İ., Pənahov N.A. Azərbaycan Respublikasında yeniyetmələr arasında diş kariyesinin yayılması və intensivliyi//Qafqazın stomatoloji yenilikləri, 2004, № 8, səh. 20–23.
7. Зейналова Г.К. Роль и значение фторидсодержащей зубной пасты в профилактике стоматологических заболеваний у детей//Qafqazın Stomatoloji Yenilikləri, Bakı, 2011,№ 13/14, C. 14–15.
8. Зейналова Г.К. Значение фторидсодержащей зубной пасты в профилактике стоматологических заболеваний у детей//Curierulmedical, Chisinau, Moldova, 2012, № 1 (325), C. 28–31.
Ключевые слова: профилактика, гигиена полости рта, санитарно-гигиеническое воспитание.
Всемирная программа по предотвращению увеличения стоматологической заболеваемости базируется на принципах, провозглашенных ВОЗ и FDI, основными этапами которой, является санитарное просвещение населения в области стоматологии, расширение профилактической стоматологической службы, мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта [1; 2; 3; 4].Возрастающая стоматологическая заболеваемость в Азербайджане представляет реальную угрозу, в первую очередь состоянию здоровья подрастающего поколения [5; 6].
С целью улучшения состояния здоровья населения в области стоматологии в соответствии с принципами, провозглашёнными ВОЗ и FDI, в нашей республике Aзербайджанской Стоматологической Ассоциацией с 1998 года проводится Школьная Образовательная Программа (ШОП) по обучению гигиене полости рта [7; 8].
Цель исследования. Изучение эффективности проводимой в Азербайджане Школьной Образовательной Программы по уходу за полостью рта детей с использованием фторидсодержащих зубных паст.
Материалы и методы исследования. Для выяснения уровня знаний по гигиене полости рта было проведено анкетирование детей до начала программы, через полтора года и через 3 года после начала программы (всего 510) анкет. Санитарная культура по вопросам профилактики заболеваний полости рта была изучена у 750 родителей детей начальных классов г. Баку и у 335 учителей начальных классов. Данные исследования проводились в Насиминском, Наримановском и Сабаиловском районах г. Баку. С целью изучения профилактической и клинической эффективности действия фторидсодержащих зубных паст на состояние зубов и тканей полости рта у детей была поставлена задача по изучению исходных данных стоматологического статуса 909 младших школьников (7–10 лет). Дети, участвовавшие в клинических исследованиях по профилактической эффективности фторидсодержащей зубной пасты (всего 909 человек) были распределены по группам в следующем порядке:
- Первая группа — состояла из 308 школьников, которые чистили зубы 2 раза в день фторидсодержащей зубной пастой под контролем врача в школе и предварительно обученных родителей дома (группа контролируемой гигиены КГ).
- Вторая группа — 303 школьника, также чистили зубы 2 раза в день фторидсодержащей зубной пастой, но без контроля (группа неконтролируемой гигиены полости рта НКГ).
- Третья группа — 298 школьников (группа сравнения ГС) однократно обучались гигиене полости рта, но дальнейшая их гигиена и применяемые зубные пасты были произвольными и неконтролировались.
Полученные цифровые данные подверглись статистической обработке методами медицинской статистики. Для количественной оценки разницы между вариационными рядами, использовался параметрический критерий t-Стьюдента, для частотного анализа критерий согласия Пирсона – χ2. Вычисления проводились на компьютере с помощью электронной таблицы EXCEL .
Результаты собственных исследований. Комплексная программа, предложенная нами, состоит из 2-х направлений – педагогического и медицинского. Задачей педагогического этапа программы являлась ознакомлением детей начального звена общеобразовательных школ с анатомией и физиологией полости рта, с основными стоматологическими заболеваниями, способами обнаружения таких заболеваний, а также с методами их предупреждения. Основной упор в преподавании делался на необходимость регулярного гигиенического ухода за полостью рта, обучение правильной чистке зубов, методам профилактики заболеваний ротовой полости и рациональному питанию.
Для реализации педагогического этапа комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний нами были предложены учебные пособия, утвержденные Министерством образования Азербайджанской Республики. Исходные уровни знаний по гигиене полости рта детей 7-8 лет были низкими. При этом 30% мальчиков и 50% девочек считали, что зубы необходимо чистить только 1 раз в день. 50% мальчиков и 40% девочек не знали, какую зубную пасту выбрать, и какой должна быть зубная щетка. Исходные уровни знаний по гигиене полости рта у детей 8-9 лет и 9-10 лет также оказался низким.
Педагогический этап комплексной профилактической программы благоприятно отразился на уровне знаний по гигиене полости рта. Через 3 года уровень гигиенических знаний у мальчиков увеличился до 12,5 баллов, у девочек до 11,5 баллов; у детей 8-9 лет знания были оценены одинаково по 12 баллов соответственно у мальчиков и девочек. Та же динамика отмечена у детей 9-10 лет. Изучение первоначального стоматологического статуса у 1100 школьников 7-9 лет первоклассников позволило установить высокую распространенность основных стоматологических заболеваний. Распространенность кариеса зубов составила 91,64±0,83% , интенсивность кариеса – 5,83±0,31. Воспалительные заболевания тканей пародонта были выявлены у 55,45±1,50 школьников. Большинство детей (73,18±1,33%,по данным OHI-S) имели плохую гигиену полости рта.
По результатам анализа ответов первоклассников можно констатировать, что дети не имеют достаточных знаний и навыков в области гигиены полости рта и правильного питания, а в семье эти навыки не формируются и не контролируются. Положительный эффект проведения образовательной программы был получен в отношении снижения у детей 1-й группы (обучавшихся по программе), по сравнению со школьниками 2-й группы (не обучавшихся), распространенности кариеса постоянных зубов на 19,95% (49,60±1,83% и 69,55±2,43%, p<0,001). Интенсивность кариеса постоянных зубов также уменьшилась у детей 1-й группы, по сравнению со школьниками 2-й группы, в 1,8 раза (0,79±0,11 и 1,42±0,21 по КПУ, p<0,001).
Количество детей с воспалительными заболеваниями пародонта также уменьшилось в 1-й группе, по сравнению со 2-й группой, в 1,7 раза.
Таким образом, внедрение программы, проводимой врачами-стоматологами и учителями среди детей младшего возраста, показало ее высокую эффективность в повышении санитарно-гигиенических знаний и снижении стоматологической заболеваемости школьников.
Изучение профилактической и клинической эффективности действия фторидсодержащих зубных паст на состояние зубов и тканей полости рта у детей было изучено у 909 младших школьников (7-10 лет). Мы исследовали влияние фторидсодержащей зубной пасты на основные показатели кариеса и заболеваний пародонта, состояние гигиены полости рта, а также на процессы реминерализации эмали.
Интересные результаты были получены при изучении динамики заболеваемости детей кариесом зубов по показателю его распространенности, различия между ГС и КГ полости рта по приросту распространенности кариеса составило 58%. Самый важный показатель эффективности профилактической работы –редукция прироста распространенности кариеса – по отношению к ГС составил 41,57% в разные сроки, а по отношению к НКГ - 3% - 52%. Важнейший показатель - редукция прироста интенсивности кариеса — наиболее выражено различалась между группами контроля (ГС, НКГ) и контролируемой гигиены полости рта. Уже через 6 месяцев редукция прироста кариеса составила 17%. В дальнейшем показатель превысил 50% и не опускался ниже. Интересны результаты изучения состояния Индекса Гигиены полости рта, в ГС за все время исследования индекс гигиены в течение всего периода было неудовлетворительным (2,13-2,02), что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии гигиены полости рта у школьников. Прямо противоположная ситуация с гигиеной полости рта сложилась в группе с КГ. Уже через 6 месяцев после начала исследования уровень гигиены в группе повысился, что выразилось в снижении индекса с 2,20 до 1,29, а через 36 месяцев до 0,44.
В связи с высокими результатами, полученными нами при контролируемой гигиене полости рта, следовало ожидать также высокой эффективности фторидсодержащих зубных паст и на состояние пародонта у школьников . Распространенность заболеваний пародонта снизилась на 42 %, тогда как в группе неконтролируемой гигиены полости рта она снизилась всего на 6,0%, а в группе сравнения только на 2,5%.
Таким образом, проведенные в течение 3 лет клинические исследования со всей убедительностью свидетельствуют о том, что использование фторидсодержащей зубной пасты в Школьной Образовательной Программе профилактики стоматологических заболеваний очень быстро оказывает влияние на рост и развитие кариеса зубов и заболеваний пародонта. Неконтролируемая гигиена полости рта оказалась малоэффективной. Даже наметившиеся положительные сдвиги были достигнуты лишь по истечении 18 месяцев.Поэтому для профилактики и лечения заболеваний пародонта у школьников с помощью фторидсодержащих зубных паст можно рекомендовать только контролируемую гигиену полости рта.
ВЫВОДЫ
- Установлена высокая распространенность кариеса у учащихся младших классов г. Баку — 91,64±0,83%, воспалительные заболевания пародонта были выявлены у 55,45±1,50% детей, а также выявлен неудовлетворительный уровень санитарной культуры у детей младшего школьного возраста и их родителей;
- В рамках комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний разработаны учебно-методические пособия для детей, родителей и учителей;
- Школьная Образовательная Программа профилактики стоматологических заболеваний — современный эффективный метод профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта, позволяющим в течение 2–3 лет снизить прирост интенсивности кариеса в 2 раза, а заболеваний пародонта — в 2–4 раза;
- Контролируемая гигиена полости рта с использованием фторидсодержащих зубных паст показала выраженные результаты профилактики кариеса зубов: по редукции прироста распространенности заболеваемости кариесом до 57%, по редукции прироста интенсивности кариеса 48–57%;
- Высокая профилактическая эффективность контролируемой гигиены полости рта с использованием фторидсодержащей зубной пасты выражается в улучшении состояния гигиены полости рта и пародонта: за 3 года Индекс Гигиены снизился с 2,2 до 0,44, число секстантов с кровоточивостью уменьшилось с 5,47±0,49 до 1,85±0,12, а количество секстантов с зубным камнем снизилось с 0,16±0,01 до 0,06±0,01.
1. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний.М., 2006, 416 с.
2. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний. Самара, 2001, 230 с.
3. Azarpazhooh A., Main P.A. Fluoride Varnish in the Prevention of Dental Caries in Children and Adolescents: A. Systematic Review//JCDA, 2008, v.74, No1, P. 73–79.
4. Humphris G., Freeman R., Gibson B. et al. Oral health-related quality of life for 8–10-year-old children: an assessment of a new measure//Community Dent Oral Epidemiol., 2005, v. 33, No5, P. 326–332.
5. Зейналова Г.К., АлиеваР.К. Организация санитарного просвещения профилактики основных стоматологических заболеваний среди детей младшего школьного возраста в Азербайджане/Материалы XVI Международной научно-практической конференции «Проблемы и пути развития современного здравоохранения», Международная академия наук и высшего образования (Великобритания); Всеукраинский академический союз (Украина), 2011, C. 113–115.
6. Qarayev Z.İ., Pənahov N.A. Azərbaycan Respublikasında yeniyetmələr arasında diş kariyesinin yayılması və intensivliyi//Qafqazın stomatoloji yenilikləri, 2004, № 8, səh. 20–23.
7. Зейналова Г.К. Роль и значение фторидсодержащей зубной пасты в профилактике стоматологических заболеваний у детей//Qafqazın Stomatoloji Yenilikləri, Bakı, 2011,№ 13/14, C. 14–15.
8. Зейналова Г.К. Значение фторидсодержащей зубной пасты в профилактике стоматологических заболеваний у детей//Curierulmedical, Chisinau, Moldova, 2012, № 1 (325), C. 28–31.
Характеристики
Автор книги
|
ейналова Гюльшан Камал кызы, доцент, Азербайджанский медицинский университет, г. Баку, Азербайджанская Республика E‑mail: zgulshen@rambler.ru Алиева Рена Курбан кызы, профессор, Азербайджанский медицинский университет, г. Баку, Азербайджанская Республика |
Задать вопрос
Задать вопрос
Новости
Все новости
25 марта 2025
Образовательное кредитование: пособие для студентов СПО
20 октября 2023
Кредит на образование с господдержкой